Главная » Новости аналитики » «Порядок на полке»: нужно ли запрещать скидки на алкоголь

«Порядок на полке»: нужно ли запрещать скидки на алкоголь

Розничным магазинам могут запретить проводить различные акции со скидками на алкогольную продукцию. Это не метод стимулирования продаж спиртного, уверены депутаты от ЛДПР, которые 10 февраля внесли в Госдуму соответствующий законопроект.

Его авторы также считают, что запрет надо наложить на бесплатную раздачу алкогольных напитков, «в том числе в виде подарков» за покупку различных товаров.

Авторы инициативы уверены: такая мера «исключит излишний спрос на алкоголь и обеспечит возможность свободы потребителя в выборе товара».

Цены на алкоголь в России, как указывают парламентарии, и без того очень доступные, и это одна из причин алкоголизации населения. А всевозможные скидки и акции на него лишь провоцируют людей покупать еще больше спиртного.

Скидки, которые порой достигают 40-50%, подталкивают людей к формированию запасов алкоголя и росту потребления, — поясняют разработчики законопроекта.

Депутаты уверяют, что совсем не хотят сделать алкоголь дороже и осложнить покупателям жизнь. Речь лишь о том, чтобы защитить их «от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей». Последние же, как считают парламентарии, должны искать другие способы увеличения объемов продаж и потока покупателей.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), впрочем, заявили, что не видят прямой зависимости между ценой и уровнем алкоголизации населения.

Нет конкретики

Алкоголизм – орудие разрушения в России, отмечают авторы законопроекта, приводя расчеты Минздрава. При пересчете на чистый спирт в 2009 году россияне в среднем выпивали 18 литров в год, а сейчас — около 10 литров. Динамика, конечно, положительная, но алкоголиков в России все равно слишком много даже по официальной статистике: более пяти миллионов человек, или 3,4% от всего населения.

В федеральном проекте «Трезвая Россия» инициативу поддержали, но отметили что она сырая и в ней не хватает конструктива.

Я в ней не вижу конкретики по полному сегменту, а лишь попытку навести порядок на одной полке. А шкаф ведь из одной полки не состоит, — говорит руководитель «Трезвой России», член Общественной палаты Султан Хамзаев.

Впрочем, по его словам, этим страдают все инициативы в области антиалкогольного регулирования – в них очень много пробелов.

Обходят закон

Так, алкопроизводители с успехом обходят федеральный закон, запрещающий рекламировать любой алкоголь, в том числе и пиво.

«Висит билборд с безалкогольным пивом и сноской — не является алкогольной продукцией. То есть это напиток безалкогольный, но называется так же, как алкогольный бренд. И они спокойно его рекламирует», — приводит пример Хамзаев, отмечая, что это лишь один из многочисленных пробелов в антиалкогольном законодательстве.

Если идею не проработать как следует, акции все рано будут, просто изменятся формулировки. Например, не «три бутылки по сниженной цене», а четыре пакета и две бутылки. «Подарки» запретить-то можно, но вопрос — как они их пропишут, ведь есть такое понятие, как юридическая казуистика.

Например, мы запретили алкоэнергетики, а производитель говорит – а это не алкоэнергетик, а винный или еще какой-то напиток, — указывает Хамзаев на несовершенства законодательства.

Вмешательство в конкуренцию

Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз вообще не считает, что скидки и акции в магазинах как-то влияют на увеличение объемов продаж спиртного, а уж тем более на рост их потребления.

Речь, скорее, идет о росте продаж конкретного продукта на фоне остальных продуктов, которые продаются на этот момент без скидки. Это всего лишь форма конкурентной борьбы, — говорит Дробиз.

И вмешиваться в нее, государству, по его мнению, совсем не следует.

Эксперт сомневается и в эффективности предлагаемых мер.

Ну запретят называть это акциями, но никто не может запретить магазину взять и на месяц снизить цены, потому что пришла более низкая цена, — отмечает эксперт.

Из цены не уйдут

Эксперт не исключает: это очередной «пиар-законопроект» от ЛДПР. А вот производителям пива, например, такие инициативы могут навредить. «У этого продукта ограничен срок годности, поэтому продавец должен иметь возможность сделать скидку и объявить об этом», — поясняет он.

Для пива особенно характерно такое явление, как лояльность потребителей к бренду. Акции позволяют им сделать выбор среди любимых брендов, а никак не способствуют увеличению размера покупок, — отметили в Союзе пивоваров России.

На днях Минфин предложил увеличить минимальные розничные цены на водку и коньяк в России до 205 и 371 рублей соответственно за полулитровую бутылку. В ведомстве объяснили это ростом акцизов, тарифов и производственных затрат.

На объемы потребления алкоголя в России рост цен не влияет, считает руководитель «ЦИФРРА».

Люди, которым позволяет доход, все равно идут на легальный алкогольный рынок. Люди же с низким доходом из своей цены не уйдут – они будут покупать нелегальную водку по 100-120 рублей и аптечные настойки, — заключил Дробиз.

Источник: finance.rambler.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*