Главная » Страхование » Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Что такое ФФОМС?

ФФОМС – это Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Он представляет собой внебюджетную государственную организацию, имеет собственный баланс, имущество и счета в банковских учреждениях.

Его деятельность подчинена Конституции РФ, законам и нормативным актам об обязательном медицинском страховании. ФФОМС был основан в 1993 году для финансирования медицинского обслуживания на территории РФ и развития методической базы ОМС, а в 1998 году получил свой устав.

Основные понятия

Фонд обязательного медицинского страхования — это организация, осуществляющая свою деятельность согласно Конституции, федеральным законам, указам Президента РФ, а кроме того, постановлениям и распоряжениям Правительства государства. Это самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

средства фондов обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования — это юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс наряду с обособленным имуществом, счетом в учреждениях Центробанка и прочих кредитных компаний. У ОМС есть печать с собственным наименованием, бланки и штампы установленного образца. Далее выясним, каким государственным документом сопровождается контроль над задачами и функциями системы ОМС.

Федеральный закон

Каким законом регулируется деятельность фонда обязательного медицинского страхования? ФЗ № 326. Документ называется «О медицинском обязательном страховании в РФ». Далее речь пойдет о предназначении рассматриваемой системы.

Чем занимается ФФОМС?

Основной функцией ФФОМС выступает реализация государственной политики в отношении медицинского страхования населения.

Организация занимается расчетом страховых взносов, контролем над перечислением денежных средств по страховке, а также регулярным сбором статистической информации, касающейся медицинского страхования.

Сотрудники ФФОМС разрабатывают нормативные акты и законы в области ОМС, обеспечивают подготовку специалистов, занятых в этой сфере, и организуют научно-исследовательские работы.

Деятельность ФФОМС направлена на социальную защиту граждан РФ по охране здоровья и сбор средств, которые покрывают лечение людей, имеющих медицинскую страховку. Взносы в фонд должны осуществлять все организации и ИП в размере 3,1% от доходов по предпринимательской деятельности.

Благодаря этим выплатам каждый гражданин, имеющий полис ОМС, может получить бесплатную медицинскую помощь в любых государственных больницах и поликлиниках.

Виды выплат, которые осуществляет фонд

Федеральный фонд — аккумулирует в себе денежные средства, то есть формирует бюджет ОМС. Основная финансовая задача – оплата расходов за счет собственных средств, если наступил страховой случай, тем самым обеспечивая бесплатные медицинские услуги населению.

Фонд мед страхования финансирует медицинские услуги, которые оказываются населению РФ, оплачивает и контролирует механизм оказания медпомощи.

Полис ОМС

Главным документом, который выдает Фонд обязательного медицинского страхования и по которому гражданин РФ имеет право получить бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, является полис.

Полис можно получить в территориальных органах ФФОМС или в коммерческих организациях, которым Фонд делегировал свои полномочия по выдаче полисов (страховых медицинских компаниях).

Для обращения в территориальный орган ФОМС (или в те организации, которым были переданы необходимые полномочия по страхованию) необходим только паспорт, при обращении за полисом на ребенка следует предоставить и свидетельство о его рождении. После приема заявления сотрудники выдают временное свидетельство (сроком на 1 месяц), которое позволяет пользоваться всеми услугами по полису до момента его фактического получения.

Из чего складывается бюджет фонда

Для того чтобы понять, из чего складывается бюджет фонда, необходимо вспомнить, какая у аббревиатуры расшифровка. ФФОМС получает денежные средства из так называемых социальных взносов, которые уплачиваются в Пенсионный фонд и составляют на 2014 год 22% (с годовой суммы зарплаты в пределах 624 тысяч рублей). Налог ФФОМС составляет из этой суммы 5,1%. Если годовая сумма дохода превышает 624 тысячи рублей, то взнос с последующих сумм в Пенсионный фонд составляет 10%, и лишь 3,7% отчисляются в ФФОМС.

Кроме того, существуют отдельные категории организаций, для которых установлены пониженные ставки страховых взносов.

Налог выплачивается в Пенсионный фонд ежеквартально или ежемесячно в зависимости от формы организации и системы налогообложения (ЕНВД или упрощенка).

Полномочия территориального фонда

У ТФОМС есть ряд полномочий, которые осуществляют в качестве страховщика:

  • разрабатывает региональные программы, рассчитывает тарификацию оплаты медпомощи в подведомственном регионе;
  • накапливает средства, которые предназначены для устойчивого функционирования системы ОМС в регионе;
  • контролирует правильность и своевременность отчисления страховых взносов;
  • рассчитывает подушевые нормативы;
  • рассчитывает недоимку, штрафы, пени;
  • представляет в суде интересы населения, которое застраховано в СМО;
  • проверяет размер, качество предоставленной медпомощи;
  • проводит контроль использования средств страховой организацией и учреждения, оказывающего медпомощь.

Региональные органы государственной власти могут издавать нормативные акты, регламентирующие деятельность ТФОМС.

Основные задачи и функции ФФОМС

Структура и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Фонд ОМС создан, чтобы воплотить государственные программы и выполнить следующие задачи:

  • обеспечить соблюдение прав граждан на предоставление им бесплатной медпомощи за счет собственных средств;
  • создавать условия для качественного медобслуживания и равенства во всех субъектах;
  • накапливать средства для стабильного функционирования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – главный финансовый инструмент, но помимо финансовой составляющей он выполняет и другие важные функции:

  • контролирует ТФОМС;
  • устанавливает тарифы и их размер;
  • вносит предложения и разрабатывает нормативно-правовые акты;
  • выполняет контроль перечисления и целевого расходования денежных средств;
  • проводит анализ в системе ОМС;
  • вносит предложения по усовершенствованию всей системы ОМС.

Как расшифровывается ТФОМС?

ТФОМС – это Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Если ФФОМС работает на государственном уровне, то ТФОМС создаются органами исполнительной власти отдельных субъектов РФ и действуют на территории этих субъектов.

Сейчас в России насчитывается 86 территориальных фондов, в том числе два в Крыму и один на Байконуре. Деятельность этих организаций осуществляется на основе Положения о ТФОМС и направлена на оказание медицинской помощи жителям конкретного субъекта РФ.

Территориальные фонды

Структура и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

В каждом субъекте России образован территориальный фонд ОМС, выполняющий план федерального органа и подчиняются ему. Также являются некоммерческими учреждениями, основной задачей которых является финансирование бесплатной медпомощи населению на закрепленной территории.

К основным функциям ТФОМС в структуре ОМС относятся:

  • гарантия соблюдения прав граждан;
  • предоставление гарантированного бесплатного медобслуживания застрахованным гражданам, если наступил страховой случай;
  • создание доступных и качественных услуг;
  • сбор сведений о застрахованном населении;
  • проведение разъяснений среди населения.

Руководителя Территориального ФОМС назначает исполнительный орган власти соответствующего региона.

В правовом аспекте территориальные фонды опираются на Федеральный Закон РФ «Об ОМС в РФ» №326-ФЗ, Приказы Минздрава и Минздравсоцразвития, положение.

Положение разрабатывается каждым ТФОМС и содержит следующие аспекты:

  1. Общие сведения (полное название, адрес, правовая база).
  2. Задачи.
  3. Полномочия, функции.
  4. Доходы, расходы.
  5. Органы управления.
  6. Контролирующие органы.

Если Федеральный Фонд издал приказы, акты, формы отчетности, кадровую политику, проведение процедур и др., то такие требования обязательны для выполнения ТФОМС.

Какие функции выполняет ТФОМС?

ТФОМС занимается вопросами по функционированию системы, обеспечивающей гражданам право на получение бесплатной и доступной медицинской помощи. Для выполнения данной задачи он занимается сбором страховых средств и их распределением между владельцами страховых полисов.

Для более полноценной работы фонда его сотрудники ведут постоянное общение с населением и организациями, которые представляют медицинские услуги, а также проводят разъяснительную работу по правам жителей территориального округа.

Каждый ТФОМС на своей территории осуществляет разработку специальных программ выплаты заработной платы персоналу больниц, обеспечения медицинских учреждений лекарственными препаратами и реализации государственных закупок медицинских средств.

Как и в ФФОМС, выплаты в территориальные фонды должны производить все предприниматели за себя и своих работников. Ставка по взносу составляет 2%. При приеме на работу инвалидов ставка равняется 1,2% от доходов (1,1% для ФФОМС).

Расчетным периодом по медицинскому страхованию считается календарный год, однако выплаты в обе организации производятся ежемесячно – не позже 20 числа текущего месяца.

Структура территориальных фондов ОМС

На сегодняшний день структура территориальных фондов ОМС жёстко закреплена на законодательном уровне. Все должности, имеющиеся в организации, заранее определены, также как и их функции.

В организацию рассматриваемого типа входят следующие отделы:

  • правления;
  • непосредственного руководства;
  • отчетности и бухгалтерии;
  • финансовый;
  • учета и сбора страховых взносов;
  • планово-экономический;
  • организации ОМС и защиты прав застрахованных граждан;
  • лекарственного обеспечения;
  • информационно-аналитический;
  • административно-хозяйственный.

Каждый отдел имеет свои обязанности и функции. Правление и непосредственное руководство осуществляют стратегическое планирование и принимают важные решения, непосредственно влияющие на работу ОМС.

Это касается выбора страховых компаний, которым будет оказываться материальная поддержка, а также работа в других, не менее важных сферах.

Отдел отчетности и бухгалтерии занимается ведением бухгалтерского учета, а также осуществляет его организацию в соответствии с действующим законодательством, нормативными документами.

Также данный отдел занимается формированием отчетности, содержащим информацию о деятельности фонда, передает её в контролирующие органы власти.

Контрольно-ревизионный отдел занимается непосредственным контролем за выполнением Закона Российской Федерации «О медицинском страховании».

Прежде всего, это касается рационального и планового расходования средств. Основной задачей является выявление нецелевых расходов.

Финансовый отдел занимается прогнозированием потребностей различных сегментов в материальных ресурсах, а также обеспечивает нормальную работу самой системы медицинского страхования.

Также осуществляется сбор и формирование статистических данных, последующая их передача в государственные органы для анализа.

Отдел учета сбора страховых взносов выполняет следующие основные функции:

  • организует работу доходной части бюджета;
  • осуществляет учет поступлений налогов;
  • учитывает и контролирует поступающие в фонд страховые взносы;
  • регистрирует страхователей и осуществляет их постановку на учет в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.

Правовой отдел занимается экономическим обоснованием территориальных тарифов, формирует тарифную сетку на оказание различных услуг медицинской помощи.

Работники данного отдела:

  • анализируют выполнение учреждениями здравоохранения показателей территориального обеспечения;
  • занимаются юридическим консультированием обратившихся граждан, а также представителей страховых компаний.

Отдел защиты прав застрахованных граждан занимается реализацией следующих задач:

  • оптимизацией взаимодействия страховых компаний, прокуратуры, исполнительной и законодательной власти с целью обеспечения максимальной защиты интересов физических лиц;
  • обеспечивает защиту права на гарантированное получение медицинской помощи всеми застрахованными гражданами РФ.

Подразделение под названием «отдел лекарственного обеспечения» выполняет следующие функции:

  • контролирует выполнение законодательства Российской Федерации;
  • контролирует работу всех подведомственных медицинских учреждений.

Также сотрудники отдела оказывают помощь консультативного характера всем жителями региона, где действует конкретный фонд ОМС.

Информационно-аналитический отдел занимается разработкой программного обеспечения, необходимого для нормальной работы фонда, а также его сопровождением, обслуживанием.

Осуществляет техническую поддержку, настройку соединения с глобальной сетью Интернет и остальные требуемые действия. Защита информации также входит в компетенцию рассматриваемого отдела.

Отдел административно-хозяйственный – предоставляет транспорт, занимается его обслуживанием, также осуществляет различные требуемые для нормального функционирования фонда действия. Это: закупка оборудования, расходных материалов, ремонт помещений и многое другое.

Как работает

Фактически, всю деятельность территориального фонда ОМС можно свести всего к трем функциям:

  • сбор и анализ информации, касающейся обязательного медицинского страхования;
  • принятие решений исходя из полученной информации;
  • распределение финансовых средств на основе принятых решений.

Причем все перечисленные выше функции должны выполняться в рамках действующего законодательства.

На сегодняшний день территориальные фонды обязательного медицинского страхования позволяют сделать медицинское обслуживание более качественным и доступным.

Благодаря данным организациям медицина получает серьезную финансовую поддержку, позволяющую обслужить всех обратившихся за помощью граждан.

Расходование средств ТФОМС

Состав доходов и расходов Территориального фонда обязательного медицинского страхования формируется региональными органами власти и утверждается законодательным актом на территории каждого субъекта РФ. Исходя из предоставленных полномочий, расходование средств из бюджета ТФОМС может осуществляться исключительно на следующие цели:

  • Реализация программы медстрахования на территории субъекта РФ;
  • Расходы на обеспечение деятельности структурных подразделений фонда.

Программа ОМС, действующая на территории каждого субъекта РФ, предусматривает выдачу гражданам полисов страхования, гарантирующих предоставление бесплатной медицинской помощи в пределах установленного перечня услуг и процедур. Именно за счет средств ТФОМС осуществляется выделение средств страховым компаниям по факту выдачи полиса, которые, в свою очередь, будут направлены на оплату конкретных видов медицинской помощи при наступлении страховых случаев.

Участник обязательного медицинского страхования с отдельными полномочиями страховщика

Территориальные фонды ОМС представляют собой некоммерческие организации и учреждаются в субъектах РФ для выполнения полномочий по ОМС на вверенной территории.

ТФОМС, как участник ОМС, реализуют некоторые полномочия страховщика, а именно – по реализации территориальных программ ОМС в рамках действия базовой программы ОМС.

Территориальные фонды выполняют полномочия страховщика в пределах, определенных территориальными программами ОМС дополнительного страхового обеспечения по страховым случаям, закрепленным в базовой программе ОМС, а также дополнительных оснований, страховых случаев, видов и правил предоставления медицинских услуг в дополнение к определенным базовой программой ОМС.

Задачи ТФОМС как участника ОМС:

  • защита закрепленных действующим законодательством прав граждан в системе ОМС;
  • создание гарантий бесплатного предоставления застрахованным лицам медицинских услуг при возникновении страхового случая с учетом территориальной и базовой программ ОМС;
  • формирование условий для поддержания доступности и качества медицинских услуг, предоставляемых по ОМС;
  • обеспечение гарантий соблюдения прав граждан на выполнение обязательств по ОМС вне зависимости от материального благополучия страховщика.

Руководство ТФОМС осуществляет его директор и правление фонда. Директора ТФОМС назначаются на должность распоряжением исполнительного органа власти того региона, где учреждение осуществляет свою деятельность.

Численность сотрудников фонда, фонд оплаты труда, структуру ТФОМС разрабатывает его директор, после чего представляет их на утверждение в исполнительный орган власти субъекта РФ.

В полномочия директора ТФОМС также входит:

  • утверждение штатного расписания фонда;
  • утверждение положения о структурных подразделениях, должностных инструкций сотрудников,
  • назначение на должность и увольнение сотрудников.

В субъектах РФ также созданы отдельные филиалы ТФОМС. Филиал территориального фонда обязательного медицинского страхования выполняет функции ТФОМС в определенном районе субъекта, есть также межрайонные филиалы.

Правовое регулирование деятельности

Деятельность ТФОМС регулируется Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Немаловажную роль в регламентации деятельности ТФОМС играют и приказы Министерства здравоохранения РФ. В частности, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.01.2011 N 15н утверждено типовое положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

В положении закреплены задачи, полномочия и функции ТФОМС, сведения о руководстве фондами, о доходах и расходах.

Детально деятельность ТФОМС регулирует Федеральный фонд ОМС, издавая приказы, которые обязательны для исполнения ТФОМС. Данными нормативными актами утверждаются формы отчетности, составы комиссий, особенности различных процедур, нюансы кадрового обеспечения.

Например, приказ ФФОМС от 19.01.2015 N 6 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента фондов обязательного медицинского страхования» устанавливает, что критерии качества финансового менеджмента включают в себя следующее:

  • точность финансового планирования;
  • эффективность управления дебиторской задолженностью;
  • качество работы по восстановлению средств обязательного медицинского страхования;
  • полнота и своевременность исполнения бюджетных обязательств;
  • эффективность управления кредиторской задолженностью;
  • своевременность осуществления межтерриториальных расчетов;
  • соблюдение финансовой дисциплины;
  • наличие системы внутреннего контроля;
  • качество работы по судебным искам;
  • трудовой потенциал финансового (финансово-экономического) подразделения фонда.

Органы государственной власти субъекта РФ также издают нормативно-правовые акты, касающиеся функционирования ТФОМС. В их числе законы о бюджете территориальных фондов, а также постановления и приказы по отдельным моментам их деятельности.

Сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования создается каждым ТФОМС. На сайте должна быть размещена информация о структуре фонда, его филиалах, руководстве, приведены сведения о функционировании системы ОМС, размещена контактная информация, указан перечень территориальных фондов в РФ, перечислены основные задачи и функции учреждения

К наиболее важным функциям ТФОМС относится:

  • обеспечение застрахованным лицам права на получение бесплатных медицинских услуг;
  • обеспечение застрахованным лицам оказания медицинской помощи при возникновении страхового случая;
  • поддержание как можно более комфортных условий предоставления медицинской помощи и ее доступности для всех граждан;
  • взаимодействие со страховыми компаниями: заключение договоров, контроль за их деятельностью, финансовая поддержка в случае, когда СК не в состоянии оплатить оказываемые медицинские услуги.
  • ведение базы данных о застрахованных лицах.
  • защита прав застрахованных лиц.

Реализуя функцию по защите прав застрахованных лиц, ТФОМС осуществляют прием застрахованных лиц и отвечают на их обращения, относящиеся к вопросам обязательного медицинского страхования, а также проводят работу с гражданами: организуют семинары для улучшения степени их осведомленности о медицинском страховании в РФ, проводят экспертизу качества медицинской помощи.

Имеющийся в структуре ТФОМС отдел защиты прав застрахованных граждан осуществляет работу, связанную с взаимодействием страховых компаний, правоохранительных органов, органов государственной власти для выполнения функции защиты интересов граждан.

Правовые отделы ТФОМС оказывают гражданам, обратившимся в фонд по вопросам ОМС, юридические консультации, а также помогают определиться со способом восстановления своих прав, в том числе, путем обращения в суд.

Контроль за деятельностью территориальных фондов производится Федеральным фондом ОМС, а также контрольно-надзорными органами субъекта РФ. При этом ФФОМС не только контролирует деятельность территориальных фондов, но также уравнивает финансовые условия их функционирования при необходимости.

Бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования

Бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования принимается законодательным актом конкретного субъекта РФ на следующий год.

Доходы ТФОМС формируются за счет:

  • субвенций на выполнение переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий в сфере ОМС.
  • межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в части базовой программы ОМС.
  • платежей субъекта РФ на обеспечение функционирования территориальной программы ОМС, а также дополнительное финансирование на оказание медицинских услуг, не указанных в базовой программе ОМС.
  • доходов от размещения свободных средств.
  • средств, взимаемых со страхователей в виде пени и штрафов.
  • добровольных пожертвований.

Денежные средства из бюджета ТФОМС расходуются на:

  • реализацию территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС.
  • выполнение управленческих задач фонда, в том числе, расходы на его функционирование.

ТФОМС осуществляет финансирование страховых медицинских организаций на основании заключенных договоров. Поступившие из ТФОМС средства страховые медицинские организации направляют в медицинские организации на оплату медицинской помощи, формирование резервов, оплату расходов по ОМС, а также на заработную плату сотрудников страховой компании.

Новые полномочия и обязательства ФФОМС

Федеральный фонд взял на себя отдельные полномочия страховщика и начал напрямую финансировать федеральные медицинские организации. Само полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению предоставления специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы ОМС, теперь прописано в п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Расходы на это несет ФФОМС, он же должен регулировать отношения по ОМС в части оказания пациентам такой помощи (п. 4, 5 ч. 2 ст. 26 Закона № 326-ФЗ).

Кроме того, к полномочиям ФФОМС отнесено ведение единого реестра медицинских организаций и включение в него федеральных учреждений, оказывающих специализированную медпомощь (ч. 2.2 ст. 15, п. 10 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ), а также ведение единого реестра экспертов качества медпомощи, куда в том числе входят сведения об экспертах, оценивающих качество помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями (п. 11 ч. 8 ст. 33 Закона № 326-ФЗ). Эти реестры (как и иные сведения и документы) должны размещаться в государственной информационной системе ОМС, оператором которой является ФФОМС (ст. 44.1 Закона № 326-ФЗ).

А вот полномочия по принятию подзаконных актов в ряде случаев перешли к Минздраву. В частности, министерство утверждает порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи (п. 9.1 ч. 1 ст. 7 Закона № 326-ФЗ), хотя раньше это делал ФФОМС (п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона № 326-ФЗ утратил силу).

Аналогичная ситуация сложилась в отношении требований к структуре и содержанию тарифного соглашения: раньше их устанавливал ФФОМС, теперь – Минздрав (ч. 2 ст. 30 Закона № 326-ФЗ). Соответственно, Приказ ФФОМС от 21.11.2018 № 247, определяющий такие требования, больше не применяется – этот вопрос теперь регулируется Приказом Минздрава РФ от 29.12.2020 № 1397н.

Медпомощь, оказываемая федеральными медорганизациями

Согласно поправкам федеральные медицинские организации теперь могут предоставлять медпомощь в трех видах. Во-первых, они по-прежнему вправе участвовать в реализации территориальных программ ОМС и оказывать в их рамках первичную медико-санитарную и скорую (в том числе скорую специализированную) помощь.

Во-вторых, по территориальной программе ОМС такие организации вправе оказывать специализированную (в том числе высокотехнологичную) медпомощь – в случае распределения учреждению объемов предоставления названной медпомощи (ч. 2.3 ст. 15 Закона № 326-ФЗ). В-третьих, федеральные медицинские организации смогут оказывать специализированную медпомощь (в том числе высокотехнологичную) в условиях стационара и дневного стационара в рамках базовой программы ОМС (п. 11 ст. 5, ч. 3.1 ст. 35 Закона № 326-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 326-ФЗ пациенты могут выбирать медицинскую организацию (в том числе федеральную). Порядок направления пациентов в федеральные учреждения утвержден Приказом Минздрава РФ от 23.12.2020 № 1363н.

Как видим, для первых двух случаев действуют общие правила распределения объемов и финансирования медпомощи, установленные Законом № 326-ФЗ, для третьего введены отдельные нормы. Остановимся на последних.

Медпомощь в рамках базовой программы ОМС.

В базовой программе ОМС для федеральных медицинских организаций должны быть отдельно установлены нормативы объемов оказания специализированной медпомощи (в том числе высокотехнологичной) в условиях стационара и дневного стационара.

Эти объемы будут распределяться (перераспределяться) между федеральными учреждениями с учетом их мощностей и объемов оказываемой медпомощи за счет иных источников финансирования (ч. 3.1, 3.2 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Порядок распределения и перераспределения объемов установит Правительство РФ.

Также должны быть определены нормативы финансовых затрат на предоставление единицы такой помощи и перечень заболеваний, по которым ее оказывают федеральные учреждения.

К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2021 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.

Порядок распределения объемов медпомощи пока не утвержден, но обозначены правила на переходный период. Как сказано в п. 3 Постановления № 2299, до утверждения Правительством РФ названного порядка федеральные учреждения, направившие заявки на распределение им объемов, могут оказывать медпомощь при заболеваниях и состояниях, приведенных в приложениях 1 и 3 к Программе госгарантий.

ФФОМС предоставит организациям авансы в размере 1/12 финансового обеспечения, полученного ими в 2019 году за оказание специализированной помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ ОМС (с учетом индексации).

В свою очередь, объемы оказания специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС и оказываемой федеральными медицинскими организациями, в 2021 – 2023 годах планируется нарастить (по сравнению с 2020 годом). Такое поручение Президент РФ дал Правительству РФ (пп. «а» п. 1 Перечня поручений, утвержденного Президентом РФ 12.12.2020 № Пр-2072). Объемы помощи должны быть увеличены в отношении пациентов со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, направляемых в федеральные учреждения субъектами РФ.

Единый реестр медицинских организаций.

Чтобы участвовать в оказании специализированной (в том числе высокотехнологичной) медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, федеральное учреждение должно сначала войти в единый реестр медицинских организаций (ч. 1, 2.2 ст. 15 Закона № 326-ФЗ).

Для этого надо направить в ФФОМС заявку на распределение объемов предоставления медпомощи, финансовое обеспечение которой осуществляется на основании п. 11 ст. 5 Закона № 326-ФЗ. Заявка подается до 1 сентября года, предшествующего году, в котором учреждение намерено осуществлять деятельность в сфере ОМС (заявку на 2021 год можно было подать до 25 декабря 2020 года).

Форма заявки и порядок ее подачи утверждены Приказом Минздрава РФ от 21.12.2020 № 1346н.

[spoiler title=»Источники»]
  • https://www.mnogo-otvetov.ru/pravo/chto-takoe-tfoms-i-ffoms-chem-zanimayutsya-eti-organizacii/
  • https://BusinessMan.ru/fond-obyazatelnogo-meditsinskogo-strahovaniya—eto-osnovnyie-funktsii-i-zadachi-fonda-oms.html
  • https://medpravo.su/fond-obyazatelnogo-meditsinskogo-strahovaniya/
  • https://FB.ru/article/146018/rasshifrovka-ffoms-osnovnyie-funktsii-i-zadachi-fonda-byudjet-organizatsii
  • http://prostrahovanie24.ru/med/oms/territorialnyj-fond-oms.html
  • https://www.insur-portal.ru/oms/tfoms
  • http://pravo-med.ru/articles/12734/
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a39/1029446.html
[/spoiler]

Комментарии:

Adblock
detector