Розничным магазинам могут запретить проводить различные акции со скидками на алкогольную продукцию. Это не метод стимулирования продаж спиртного, уверены депутаты от ЛДПР, которые 10 февраля внесли в Госдуму соответствующий законопроект.
Его авторы также считают, что запрет надо наложить на бесплатную раздачу алкогольных напитков, «в том числе в виде подарков» за покупку различных товаров.
Авторы инициативы уверены: такая мера «исключит излишний спрос на алкоголь и обеспечит возможность свободы потребителя в выборе товара».
Цены на алкоголь в России, как указывают парламентарии, и без того очень доступные, и это одна из причин алкоголизации населения. А всевозможные скидки и акции на него лишь провоцируют людей покупать еще больше спиртного.
Скидки, которые порой достигают 40-50%, подталкивают людей к формированию запасов алкоголя и росту потребления, — поясняют разработчики законопроекта.
Депутаты уверяют, что совсем не хотят сделать алкоголь дороже и осложнить покупателям жизнь. Речь лишь о том, чтобы защитить их «от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей». Последние же, как считают парламентарии, должны искать другие способы увеличения объемов продаж и потока покупателей.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), впрочем, заявили, что не видят прямой зависимости между ценой и уровнем алкоголизации населения.
Нет конкретики
Алкоголизм – орудие разрушения в России, отмечают авторы законопроекта, приводя расчеты Минздрава. При пересчете на чистый спирт в 2009 году россияне в среднем выпивали 18 литров в год, а сейчас — около 10 литров. Динамика, конечно, положительная, но алкоголиков в России все равно слишком много даже по официальной статистике: более пяти миллионов человек, или 3,4% от всего населения.
В федеральном проекте «Трезвая Россия» инициативу поддержали, но отметили что она сырая и в ней не хватает конструктива.
Я в ней не вижу конкретики по полному сегменту, а лишь попытку навести порядок на одной полке. А шкаф ведь из одной полки не состоит, — говорит руководитель «Трезвой России», член Общественной палаты Султан Хамзаев.
Впрочем, по его словам, этим страдают все инициативы в области антиалкогольного регулирования – в них очень много пробелов.
Обходят закон
Так, алкопроизводители с успехом обходят федеральный закон, запрещающий рекламировать любой алкоголь, в том числе и пиво.
«Висит билборд с безалкогольным пивом и сноской — не является алкогольной продукцией. То есть это напиток безалкогольный, но называется так же, как алкогольный бренд. И они спокойно его рекламирует», — приводит пример Хамзаев, отмечая, что это лишь один из многочисленных пробелов в антиалкогольном законодательстве.
Если идею не проработать как следует, акции все рано будут, просто изменятся формулировки. Например, не «три бутылки по сниженной цене», а четыре пакета и две бутылки. «Подарки» запретить-то можно, но вопрос — как они их пропишут, ведь есть такое понятие, как юридическая казуистика.
Например, мы запретили алкоэнергетики, а производитель говорит – а это не алкоэнергетик, а винный или еще какой-то напиток, — указывает Хамзаев на несовершенства законодательства.
Вмешательство в конкуренцию
Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз вообще не считает, что скидки и акции в магазинах как-то влияют на увеличение объемов продаж спиртного, а уж тем более на рост их потребления.
Речь, скорее, идет о росте продаж конкретного продукта на фоне остальных продуктов, которые продаются на этот момент без скидки. Это всего лишь форма конкурентной борьбы, — говорит Дробиз.
И вмешиваться в нее, государству, по его мнению, совсем не следует.
Эксперт сомневается и в эффективности предлагаемых мер.
Ну запретят называть это акциями, но никто не может запретить магазину взять и на месяц снизить цены, потому что пришла более низкая цена, — отмечает эксперт.
Из цены не уйдут
Эксперт не исключает: это очередной «пиар-законопроект» от ЛДПР. А вот производителям пива, например, такие инициативы могут навредить. «У этого продукта ограничен срок годности, поэтому продавец должен иметь возможность сделать скидку и объявить об этом», — поясняет он.
Для пива особенно характерно такое явление, как лояльность потребителей к бренду. Акции позволяют им сделать выбор среди любимых брендов, а никак не способствуют увеличению размера покупок, — отметили в Союзе пивоваров России.
На днях Минфин предложил увеличить минимальные розничные цены на водку и коньяк в России до 205 и 371 рублей соответственно за полулитровую бутылку. В ведомстве объяснили это ростом акцизов, тарифов и производственных затрат.
На объемы потребления алкоголя в России рост цен не влияет, считает руководитель «ЦИФРРА».
Люди, которым позволяет доход, все равно идут на легальный алкогольный рынок. Люди же с низким доходом из своей цены не уйдут – они будут покупать нелегальную водку по 100-120 рублей и аптечные настойки, — заключил Дробиз.
Источник: finance.rambler.ru
Комментарии: