Главная » Новости инвестиций » ЛУКОЙЛу оставили «Надежду» на шельф

ЛУКОЙЛу оставили «Надежду» на шельф

Компания хочет получить еще один участок на Балтике.

Как выяснил «Ъ», ЛУКОЙЛ в 2017 году может получить новую площадь на шельфе Балтийского моря. С 2009 года доступ на шельф разрешен только госкомпаниям, но участок расположен в пределах 12-мильной зоны и может быть выдан решением правительства. Частники могут претендовать только на подобные участки, но до сих пор «Роснефть» пыталась препятствовать даже таким попыткам. Единственная надежда ЛУКОЙЛа — что небольшие балтийские месторождения вряд ли заинтересуют госкомпании.

 

ЛУКОЙЛ в декабре попросил правительство в 2017 году провести аукцион на право пользования федеральным участком «Надежда» на шельфе Балтийского моря, рассказали «Ъ» источники в отрасли. В своем письме глава компании Вагит Алекперов отмечает, что ЛУКОЙЛ сможет освоить участок «в кратчайшие сроки» и с «максимальной эффективностью», учитывая опыт компании на Балтике. По мнению господина Алекперова, участники аукциона обязаны иметь регистрацию в Калининградской области, а также опыт разработки месторождений в регионе. Фактически, если просьбу удовлетворят, компания будет единственным недропользователем, соответствующим данным требованиям. В Минприроды подтвердили «Ъ» получение письма ЛУКОЙЛа, заявив, что после необходимых согласований ведомство планирует включить участок в план лицензирования на 2017 год. В ЛУКОЙЛе не ответили на запрос «Ъ».

 

Впервые ЛУКОЙЛ начал добычу на шельфе Балтики в 2004 году, начав разработку Кравцовского месторождения с запасами 21,5 млн тонн (добыча в 2015 году — 394 тыс. тонн). За последние четыре года «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» открыла еще четыре небольших месторождения D33, D41, D29, D6-Южное, получив лицензии на их разработку в этом году. Ресурсы «Надежды» пока неизвестны, но, как отмечает в письме Вагит Алекперов, предварительный анализ геологических данных «дает основания предполагать» открытие новых месторождений.

 

В 2008 году в законодательство были внесены изменения, которые позволяют работать на шельфе только госкомпаниям — «Роснефти» и «Газпрому». Но ЛУКОЙЛ смог добиться, чтобы по тем геологоразведочным лицензиям (полученным до 2008 года), в рамках которых компания затем нашла месторождения, ей было разрешено получить и лицензии на добычу — соответствующие поправки к закону были приняты в начале мая. Именно эти поправки позволили ЛУКОЙЛу получить еще четыре лицензии в этом году.

 

Но случай «Надежды» иной: сейчас у ЛУКОЙЛа нет на участок никакой лицензии. Но, как следует из письма господина Алекперова, компания полагает, что может получить участок по решению правительства. В законе «О недрах» указано, что исключительные права госкомпаний касаются разработки участков, «расположенных на территории РФ и простирающихся на ее континентальный шельф». «Надежда», как указывает ЛУКОЙЛ, полностью лежит в границах 12-мильной зоны (так называемое территориальное море), то есть на шельф не простирается. ЛУКОЙЛ уже пытался получить подобный участок в Хатангском заливе, но в итоге ему досталась лицензия только на сухопутную часть, причем даже это решение «Роснефть» в 2015 году пыталась оспорить.

 

«Это крайне интересный случай, такого еще не было в российской практике»,— отмечает собеседник «Ъ», говоря о получении частными компаниями участков в территориальном море. Другой источник «Ъ» отмечает, что «вопрос в юридических интерпретациях, но в целом это, конечно, атака на исключительное положение госкомпаний на шельфе».

 

По словам Валерия Нестерова из Sberbank Investment Research, добыча у ЛУКОЙЛа на Балтике маленькая, но рентабельность достигается за счет уже готовой инфраструктуры, наличия собственного отгрузочного терминала, близости европейских рынков и льгот (ставка НДПИ 30% от базовой, нулевая экспортная пошлина). Кроме того, балтийская нефть легкая (плотность 39 градусов API) и экспортируется с премией к Urals. При этом собеседники «Ъ» на рынке отмечают, что небольшие балтийские месторождения вряд ли будут интересны «Роснефти» и «Газпрому», уже имеющим доступ к шельфу.

 

Дмитрий Козлов

Источник: finance.rambler.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector