Главная » Новости бизнеса » Трейдеров исключат из биржевой торговли бензином до весны

Трейдеров исключат из биржевой торговли бензином до весны

Соглашение о заморозке цен на АЗС и в опте, которое нефтяники заключили с властями, предполагает исключение трейдеров из торгов топливом на бирже до весны — чтобы исключить спекулятивные сделки. Трейдеры считают меру убийственной

Бензин без трейдеров

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Центробанком (ЦБ) и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ) должна до 12 ноября представить в правительство «согласованные предложения» по запрету на участие трейдеров в биржевых торгах бензином, дизельным топливом и другими нефтепродуктами. Об этом говорится в протоколе совещания, прошедшего под председательством вице-премьера Дмитрия Козака 31 октября. У РБК есть копия документа, представитель Козака подтвердил его подлинность.

На этом совещании крупнейшие российские нефтяные компании согласились заморозить цены на нефтепродукты на АЗС и в опте. В свою очередь, ФАС, ЦБ и СПбМТСБ должны предложить изменения в правилах биржевой торговли нефтепродуктами, которые будут предусматривать предквалификацию участников торгов: до 31 марта 2019 года на них будут допускаться только сети автозаправочных станций (АЗС) и конечные промышленные и сельскохозяйственные мелкооптовые потребители. Как поясняется в протоколе, это делается «для исключения спекулятивных сделок на внутреннем рынке нефтепродуктов».

Козак исключил «коврижки» для нефтяников за заморозку цен на бензин

Бизнес

«Тема перепродавцов неоднократно обсуждалась на биржевом комитете. Пока однозначного решения нет, — заявил РБК через пресс-службу заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. — Этот институт является одним из легальных каналов сбыта, ему присущи и недостатки, и достоинства. Тему перепродавцов нужно обсуждать в увязке с развитием срочного рынка, предусмотренным указом президента об основных направлениях государственной конкурентной политики. Соответствующие предложения будут подготовлены в установленном порядке в оговоренные сроки».

«Трейдеры являются неотъемлемой частью рынка — они предоставляют ликвидность и дают возможность малым участникам рынка фондироваться. Работа правительства направлена на создание более прозрачных условий работы на бирже, искоренение условий для злоупотребления отдельными участниками за счет неэффективности биржи, а именно относительно низкой ликвидности», — пояснил РБК принятое решение источник в правительстве. Меры по стабилизации внутреннего рынка являются «краткосрочными» и не подразумевают запретов на ведение деятельности или ее ограничения для добросовестных участников рынка, подчеркнул он. Собеседник РБК также напомнил, что с начала 2019 года заработают механизмы, позволяющие продолжить работу по усилению рыночных механизмов на рынке, а именно компенсации разницы внутренней цены топлива с экспортной альтернативой через демпфирующий обратный акциз. Правительство совместно с нефтяными компаниями выработало ряд специальных мер, направленных на стабилизацию топливного рынка до вступления в силу закона о завершении налогового маневра, отметил представитель Козака. Правительство вынуждено действовать в первую очередь в интересах потребителей на внутреннем рынке, добавил он.

Представители ЦБ и СПбМТСБ не ответили на запросы РБК. Представители «Роснефти», «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа не стали комментировать тему.

«Убьет бизнес»

Запрет на участие в торгах трейдерам почти на полгода «попросту убьет их бизнес», заявил РБК Павел Баженов, президент Независимого топливного союза, который объединяет владельцев независимых сетей АЗС и трейдеров. По его словам, у трейдеров нет достаточного запаса прочности, чтобы продержаться до 31 марта 2019 года. В этом случае пострадавшей стороной также выступит и независимая розница, которая сейчас получает оборотные средства в отсрочку со стороны независимого трейдинга, добавил он.

Вопрос о трейдерах обсуждался на этом совещании у Козака «в самом общем виде», сказал РБК Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза (РТС; объединяет владельцев АЗС), в том смысле, что необходимо ограничить действия трейдеров, которые приводят к большой волатильности цен на бирже. Но в случае полного запрета на участие трейдеров в торгах вся система обеспечения нефтепродуктами может в одночасье измениться до неузнаваемости, предупреждает он. «Никто никогда не говорил, что нужно вообще убрать трейдеров, потому что они играют определенную положительную роль в системе обеспечения нефтепродуктами», — подчеркнул Аркуша. Далеко не каждый конечный потребитель может сам покупать топливо на бирже, потому что это предполагает заморозку средств на 30 дней, и очень многие приобретают товар именно у трейдеров, приводит он пример.

Почему снижаются цены на бензин

Бизнес

К тому же не всегда в закупке топлива участвуют фирмы, владеющие заправками, иногда это делают отдельные структуры с теми же владельцами, рассказывает глава РТС (поручение Козака предполагает, что и такие структуры не должны допускать к торгам). «Абсолютно нормальное явление, когда трейдер покупает товар на бирже и потом доставляет его до конечного потребителя или продает на своих балансовых пунктах, а не торгует воздухом», — заключает он.

Какие ограничения предлагали раньше

Еще до совещания 31 октября на биржевом комитете ФАС и секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ многократно обсуждались два совместных предложения Российского топливного союза и «Роснефти» по ограничению участия трейдеров в торгах топливом на базисах НПЗ, то есть заводах и примыкающих к ним железнодорожных станциях, чтобы они перестали торговать воздухом — выставлять заявки с денежным обеспечением, но не приобретать сам товар, а также создание единого для всех автоматизированного рабочего места, чтобы все участники были в равных условиях, напомнил РБК Евгений Аркуша. Сейчас некоторые компании, владеющие самыми быстрыми и дорогими в обслуживании биржевыми роботами, зачастую успевают осуществить закупку топлива раньше, чем другие игроки, пояснил он.

На заседании 3 августа участники совета секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ проголосовали за подготовку ограничений на продажу трейдерами нефтепродуктов с базисов НПЗ крупных нефтяных компаний на этой бирже, рассказали РБК участники этого совещания.

Если трейдеров действительно отстранят от биржевых торгов, то это будет «даже не выстрел в ногу рынку, а контрольный в голову», сказал РБК Илья Мороз, председатель правления Совета по товарным рынкам, объединяющего трейдеров нефтепродуктов. Биржевая торговля в подобных условиях теряет всякий смысл, рынок откатывается на десять лет назад, независимые игроки неизбежно банкротятся, о конкуренции не может быть и речи, предупреждает он. В конечном итоге реализация этого предложения приведет к дефициту товара и высоким ценам на топливо, заключил Мороз.

Илья Мороз надеется, что ФАС и ЦБ «прекрасно понимают», к чему приведет запрет на участие трейдеров в торгах нефтепродуктами, и не дадут нефтяникам это сделать.

Мониторить и внепланово проверять

Для стабилизации цен на рынке крупнейшие нефтяные компании согласились увеличить ежемесячные поставки нефтепродуктов минимум на 3% по сравнению с аналогичным месяцем 2017 года на всей территории России, за исключением Хабаровского НПЗ, принадлежащего «Нефтегазхолдингу» Эдуарда Худайнатова, также говорится в протоколе по итогам совещания у Дмитрия Козака. Этот завод и так продает весь произведенный бензин на внутреннем рынке Дальнего Востока, утверждает представитель «Нефтегазхолдинга».

Правительство договорилось с нефтяниками о стабилизации цен на топливо

Бизнес

Нефтяники также обязались держать цены до 31 декабря 2018 года на уровне конца мая, с 1 января 2019 года они смогут их повысить не более чем на 1,7%, с 1 февраля — не выше прогнозируемой инфляции, указано в документе.

Минэнерго и ФАС в ежедневном режиме будут проводить мониторинг того, как участники соглашения выполняют свои обязательства, а в случае обнаружения нарушений и отказа их исправить в течение трех дней в правительство будут вноситься предложения «о применении системных мер по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов», а именно введения заградительных пошлин на экспорт.

В протоколе также предлагается, чтобы ФАС и ФНС обеспечили «проведение внеплановых проверок деятельности независимых сетей автозаправочных станций», у которых, в отличие от крупных нефтяных холдингов, нет ни заводов, ни месторождений. Эти ведомства должны обратить «особое внимание», если на таких АЗС цены более чем на 4% превышают установленный уровень.

Это «очень жесткое ограничение», которое не позволит в большинстве случаев нормально функционировать владельцам независимых заправок, сказал РБК Евгений Аркуша.

Заморозка цен на уровне конца мая 2018 года обеспечит владельцам АЗС расчетную маржу при продаже бензина и дизтоплива на уровне 2,7 тыс. руб. на тонну (около 2 руб. на литр), говорил Козак. Это лишь около 5% от стоимости топлива в рознице, а вместе с ограничением на рост цен в 4% получается максимальная маржа 9%, подсчитал Аркуша. Для нормальной работы сетей АЗС необходима маржа 15%, добавил он.

На прошлой неделе с критикой на владельцев неза​висимых сетей АЗС обрушилась «Роснефть», которая обвинила их в проведении «провокационной кампании», направленной на ​обострение социально-экономической обстановки в регионах. «Независимые АЗС привыкли осуществлять свою деятельность в серой зоне без ведения налогового учета, при отсутствии контроля за качеством и источниками происхождения реализуемых нефтепродуктов», — говорилось в сообщении компании. Правительство должно навести порядок на независимых АЗС, так как там «действительно много безобразий» и продается некачественное топливо, признал Козак 3 ноября в интервью телеканалу «Россия 1». Но, по его словам, это нужно делать постепенно, чтобы на рынке не случился коллапс.

Авторы:
Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова.

При участии:
Екатерина Литова.

Источник: rbc.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector