Главная » Новости бизнеса » Советник главы РЖД решил создать крупного железнодорожного оператора

Советник главы РЖД решил создать крупного железнодорожного оператора

Советник главы РЖД Алексей Тайчер решил выкупить парк вагонов у «ВЭБ-лизинга» и объединить их с «Трансфин-М». Тогда на рынке появится третий по размеру игрок. «Факт присутствия» менеджера РЖД на этом рынке вызывает вопросы у ФАС

Как будет создан конкурент компании Лисина

Бывший глава Федеральной грузовой компании (ФГК, «дочка» Российских железных дорог), а теперь советник гендиректора РЖД на общественных началах Алексей Тайчер решил создать крупного железнодорожного оператора на базе активов лизинговой компании «ТрансФин-М» (принадлежит НПФ «Благосостояние») и «ВЭБ-Лизинга». Об этом РБК рассказали два источника, знакомых планами по созданию компании.

Парк вагонов «ВЭБ-Лизинга» достигает 42 тыс., он оценен в 78 млрд руб., говорит один из источников РБК. Сделка может быть заключена по рыночной цене в рассрочку, ее параметры еще обсуждаются, добавляет он. «Трансфин-М» принадлежит 53 тыс. вагонов, поэтому новая компания-оператор может приблизиться к крупнейшему частному железнодорожному оператору — Первой грузовой компании Владимира Лисина (ПГК, 111 тыс. вагонов) и стать третьим оператором в России по объему вагонов (после ФГК и ПГК).

Предполагается, что в новой компании ВЭБ.РФ, контролирующий «ВЭБ-Лизинг», получит 49% (у Тайчера с партнерами будет контроль), а также опцион на продажу этой доли по рыночной цене через несколько лет.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

«ВЭБ.РФ» — финансовый институт развития, а не железнодорожный оператор, мы не собираемся заниматься операторским бизнесом, у нас нет такой компетенции и мы не планируем ее наращивать. Есть рыночные игроки, которые имеют компетенцию в этом бизнесе и смогут построить крупную компанию, которая будет предоставлять качественные услуги потребителю», — сообщили РБК в пресс-службе ВЭБ.РФ. «В настоящее время ВЭБ.РФ обсуждает с участниками рынка различные способы использования своего парка вагонов в целях поиска оптимальной целевой структуры управления и акционерного владения. С течением времени мы уверены, что найдем решение, отвечающее поставленным перед институт развития задачам», — сказал представитель госкорпорации. «Мы поддерживаем отношения со всеми значимыми участниками рынка, в том числе и с компанией «Трансфин-М», — добавил он. С Тайчером связаться не удалось.

Источник, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что идея объединения активов ВЭБ и «Трансфин-М» обсуждается около года, но конкретных договоренностей стороны пока не достигли. «Есть определенное понимание, в какой конфигурации возможен этот союз, но в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры параметры могут быть пересмотрены еще ни один раз», — добавил собеседник РБК.

Новое руководство «ВЭБ.РФ» во главе с Игорем Шуваловым недовольно управлением лизинговой «дочкой», писали «Ведомости»: у компании значительно сократился портфель контрактов, в 2015-2017 годах она получала убытки. Для повышения управляемости и оптимизации операционных расходов «ВЭБ.РФ» решило объединить лизинговый бизнес с самой госкорпорацией.

Источник в одном из железнодорожных операторов сообщил РБК, что объединение активов «ВЭБ-Лизинга» и «Трансфин-М» является частью схемы по созданию крупнейшего оператора инновационных вагонов с повышенной нагрузкой на ось в 25 т, что позволило бы максимизировать скидки на порожний пробег для них. Сейчас РЖД предоставляет скидки на порожний пробег инновационных вагонов, что делает их использование на 11–27% дешевле обычных. Бизнес-модель новой компании также предполагает последующий прогон объединенного парка через электронную торговую площадку (ЭТП), добавляет он: эти вагоны можно будет взять в аренду только через ЭТП. Эту площадку контролируют РЖД (51%) и компания «Интэллекс» (49%), конечные собственники которой неизвестны. По данным по СПАРК, ее бенефициаром является Султан Аббасов, о других активах которого неизвестно.

Какие есть препятствия для нового игрока

Эту сделку еще должна одобрить Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Сделка по приобретению «Трансфин-М» не одобрена ФАС в заявленном формате в связи с изучением возможного влияния приобретателя на координацию ценовой политики нескольких крупных операторов вагонов, — сказал РБК представитель службы. «Не только усиление влияния, но и сам факт присутствия менеджмента РЖД (Тайчера, который является советником главы РЖД — РБК) на этом рынке вызывает вопросы, особенно в условиях снижения погрузки на сети», — подчеркнул он. Погрузка на сети РЖД в июне 2019 года снизилась на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 101,6 млн т. А операторы с июня начали снижать ставки на полувагоны.

По словам представителя ФАС, «схема участия» «ВЭБ.РФ» в объединенной компании-операторе будет изучена при поступлении ходатайства: «Пока не ясно, кто финансирует сделку, кто несет риски падения цен и в чем положительные эффекты для экономики несет участие в этом государственного института развития».

Недавно ФАС отклонила заявку Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) на покупку еще одного железнодорожного оператора Brunswick Rail Ильи Беляева, оцениваемого почти в 30 млрд руб. Тогда ведомство порекомендовало тратить бюджетные средства на закупку новых вагонов.

Бывший директор ФГК

Алексей Тайчер в декабре 2018 года покинул пост главы Федеральной грузовой компании, стал курировать логистический блок в ранге советника генерального директора РЖД Олега Белозерова. В феврале 2019 года он вошел в совет «ТрансФин-М» в качестве заместителя председателя. Тайчер также входит в советы директоров «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК) и «Трансконтейнера».

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Авторы:
Светлана Бурмистрова, Мария Кокорева

Источник: rbc.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector