Главная » Новости аналитики » «Зенит-Арена» за месяц до сдачи: долгострой вышел на финишную прямую

«Зенит-Арена» за месяц до сдачи: долгострой вышел на финишную прямую

ТАСС вспомнил, как начиналось строительство самого дорого стадиона, и узнал, насколько арена готова за месяц до сдачи.

Строительство стадиона на Крестовском острове в Петербурге «Зенит-Арена», который возводили почти десять лет, должно закончиться 25 декабря. Смету стадиона корректировали трижды, в итоге стоимость выросла с изначальных 6,7 млрд рублей до 39,2 млрд рублей, а генерального подрядчика сменяли дважды, причем оба раза власти города разрывали контракт в одностороннем порядке. ТАСС решил вспомнить, как начиналось строительство самого дорого стадиона, и узнать, насколько арена готова за месяц до сдачи.

Идея нового стадиона для «Зенита»

В апреле 2005 года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и глава компании «Газпром» Алексей Миллер объявили о совместном решении начать строительство на Крестовском острове футбольного стадиона с трибунами на 50 тысяч мест. Предполагалось, что строительство займет три года и на месте неиспользуемого стадиона имени Кирова (вмещал 100 тысяч зрителей) появится новый объект. На тот момент предварительная стоимость сметы стадиона оценивалась в 2,5 млрд рублей.

Через год были определены пять компаний, которые должны были подготовить архитектурное решение для проекта стадиона. Среди них оказались немецкая компания «ГМП Интернэшнл ГмбХ», компания японского архитектора Кисо Нориаки Курокавы, португальская компания «Томас Тавейра», московский ГУП МНИИП «Моспроект-4» и петербургский ОАО «ЛенНИИпроект».

На заключительной стадии конкурса действительно было соревнование. Было непонятно, как кто проголосует. Все, кто участвовал в конкурсе, имели опыт сооружения крупных спортивных сооружений, но выиграл Кисо Курокава, — рассказал в беседе с ТАСС занимавший в 2003-2007 году должность председателя постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Петербурга Михаил Амосов.

Вместимость стадиона, проект которого носил название «Космический корабль», увеличили до 62 тысяч мест. Предполагалось сохранить первоначальную концепцию многоярусной насыпи с врезанными в нее трибунами, павильонами и каскадами лестниц. Внутри чаша стадиона должна была быть открытой и раскрываться в направлении главной аллеи и входа, чтобы сделать пространство театральным.

Было решено сделать раздвижную крышу из металлической плиты со светопропускающим покрытием и выкатное поле.

Важной частью стадиона также должны были стать рестораны, магазины, музей футбола и другие объекты. Стоимость оценивалась в 6,7 млрд рублей с учетом сноса старого стадиона имени Кирова.

В выборе именно этого проекта Кисо Куракавы сыграло то, что он предложил выдвижное поле. Во-первых, так поле сможет быть ближе к солнечным лучам, во-вторых, если поле выкатить, то без вреда для него можно будет проводить концерты, — добавил Амосов.

В сентябре 2007 года на тот момент вице-губернатор, курирующий строительство, Александр Вахмистров заявил, что строительство стадиона проходит по графику, а первые матчи пройдут в сезоне 2009 года. На стадионе уже была установлена половина из 11 тысяч свай, запущен завод проектной мощностью 100 куб метров бетона в час. В октябре участвующий в проекте японский архитектор Кисо Курокава скончался на 74-м году жизни.

Первое увеличение стоимости

Впервые стоимость стадиона увеличили в 2008 году. По заключению Главгосэкспертизы России, окончательная стоимость возведения спортивной арены должна была составить 23,7 млрд рублей.

Повышение стоимости проекта объясняли тем, что расчет Курокавы не учитывал затрат на выполнение работ по строительству фундамента и применения таких уникальных конструкций, как выдвижное поле и трансформирующаяся крыша. Генеральным подрядчиком до ноября 2008 года выступала ООО «Авант», ранее известная под названием «Синтез-СУИ». Из-за открывшихся обстоятельств срок сдачи стадиона перенесли на 2010 год.

В конце 2008 года администрация Петербурга в одностороннем порядке расторгла контракт с генподрядчиком «Авант». Позднее гендиректор компании будет обвинен по статье «Мошенничество в особо крупных размерах» за махинации, связанные со строительством стадиона.

В конкурсе на пост генподрядчика победило ЗАО «Инжстрансстрой», входящее в холдинг Олега Дерипаски. Позже в 2013 году власти решат не производить смену подрядчика, чтобы не потерять время на поиски нового и закончить как можно скорее строительство стадиона.

Изначально строительство стадиона финансировали из двух источников: бюджета Петербурга и за счет инвестиций ОАО «Газпромнефть». Однако было принято решение, что с 2009 года город сосредоточится на финансировании стадиона, а «Газпром» на инвестировании в «Охта центр», который ранее также совместно финансировался.

В этом же году было принято окончательное решение о том, что принимать чемпионат мира по футболу 2018 года будет Россия. Для того чтобы новый стадион удовлетворял всем требованиям ФИФА, были внесены существенные изменения в его проект: вместимость стадиона увеличилась с 62 до 68 тысяч человек, увеличилась площадь подтрибунных помещений. Были ужесточены новые требования по безопасности, распределению зрительских потоков, комфортности трибун.

Новое удорожание стадиона

В октябре 2012 года администрация Петербурга отправила в Главгосэкпертизу новую смету стадиона на 43,8 млрд рублей, однако после проведения проверки аудиторами Счетной палаты России и Контрольно-счетной палаты Петербурга окончательная стоимость объекта была снижена до 34,9 млрд рублей. В апреле 2014 вице-губернатор Марат Оганесян, курировавший в то время стройку стадиона, заявлял, что «Зенит-Арену» планируется сдать в эксплуатацию в мае 2016 года, а министр спорта Виталий Мутко, что строительство идет строго по графику и не вызывает никаких опасений по срокам сдачи в эксплуатацию у организаторов чемпионата мира.

В конце 2014 года ряд российских поставщиков материалов для строительства стадиона заявили о повышении цены на 20-30 процентов из-за девальвации рубля. В Смольном сообщали, что это не отразится на утвержденной Главгосэкспертизой стоимости в 34,9 млрд рублей, но в начале 2015 года все же договорились о поставках конструкций по старым ценам.

Был внушительный объем поставок, сейчас остатки небольшие: почти на 90 процентов все уже на площадке в монтаже, остальное до конца февраля будет привезено, — отмечал тогда глава комитета по строительству Михаил Демиденко.

Тогда же власти объявили конкурс на табло для стадиона.

Открытие арены планировалось на май 2016 года, при этом в феврале 2015 власти заявляли, что выполнено 65% работ по стадиону. Аудиторы Контрольно-Счетной палаты Петербурга совместно с коллегами из Счетной палаты России заявляли, что строительство стадиона значительно отстает от утвержденного календарного плана. Подрядчики даже не приступили к ряду работ, отмечали аудиторы. Кроме того, были выявлены дефекты, влияющие на долговечность строительных конструкций объекта. За полгода уровень готовности увеличился до 79%, но при этом срок первого матча, в котором должны были участвовать игроки «Зенита», перенесли на сентябрь 2016 года.

Срыв сдачи, разрыв контракта, суды

В начале 2016 года в СМИ появилась информация, что комитет по строительству приостановил до 30 июня 2016 года исполнение госконтракта с АО «Инжтрансстрой», заключенного на достройку стадиона на сумму 12,5 млрд руб. Однако в компании генподрядчика заявляли, что сроки сдачи стадиона остаются прежними. В феврале был создан штаб по координации завершения строительства стадиона, его возглавил вице-губернатор Игорь Албин. Тогда же генподрядчик попросил увеличить смету стадиона из-за того, что не удалось закупить оборудование только отечественного производства, а импортное из-за курса рубля стоило значительно дороже.

Таким образом, итоговая сметная стоимость должна была превысить 35,3 млрд рублей. Позже Смольный допустил возможность увеличения стоимости из-за требований ФИФА в области безопасности. Власти Петербурга признали, что без дополнительных затрат сдать стадион в срок не удастся. В июне смета увеличилась еще на 4,3 млрд и достигла 39,2 млрд рублей.

Июль стал последним месяцем работы на стадионе для самого долгого генподрядчика стадиона компании «Инжтрассстрой-СПб». Власти Петербурга решили расторгнуть контракт с генподрядчиком и передали в правоохранительные органы информацию о дефиците в 2,5 млрд рублей, который не смог объяснить генподрядчик. Администрация города утверждала, что работы в 2016 году выполнены только на 1,2 млрд рублей из запланированных 5,5 млрд рублей. Передача стадиона была завершена 26 июля, после был объявлен конкурс на достройку стадиона и прилегающих территорий, победителем которой стала петербургская компания «Метрострой», почти половина акций которой принадлежит администрации города.

Затем бывший генподрядчик подал иски в суд к властям города с целью опровергнуть разрыв контракта в одностороннем порядке и вернуть недополученный аванс. Смольный ответил обратными исками. «Метрострой» приступил к активным работам на стадионе: провели тестирование раздвижной крыши и выкатного поля, увеличили количество рабочих, завершили работы по подсветке прилегающих к стадиону территорий.

В октябре инспекция ФИФА после визита на стадион осталась недовольна уровнем вибрации на поле стадиона, но власти города в тандеме с федеральными властями заверили, что эти замечания устранимы и не скажутся на сдаче стадиона, которая по всем документам и многочисленным заявлениям намечена на 25 декабря. На стадионе даже прошел товарищеский матч между командой генерального подрядчика и строителей. Гостей было немного, как уточняли власти, в целях безопасности.

30 дней до сдачи

В аппарате вице-губернатора Игоря Албина ТАСС рассказали, что за месяц до сдачи стадион готов на 95%. Готовы практически все инженерные системы, выполнены работы по благоустройству и озеленению прилегающей к стадиону территории, доработана система водоотведения и водопонижения. Трибуны, как и обещали, покрыли антивандальным покрытием. На стадионе будет 25 лифтов, а также четыре лифта для маломобильных групп населения.

Основной объем работ, как отметили в аппарате, выполняют подразделения ОАО «Метрострой», ГУП «Водоканал», ГК «Охрана», СК «Мир». Выкатное поле, по прогнозам, стабилизируют к январю-февралю 2017 года. В данный момент четыре группы инженеров проводят технические испытания и готовят предложения по устранению избыточной вибрации поля. При этом положительное заключение Главгосэкспертизы России на скорретированный проект стадиона власти намерены получить 9 декабря.

Албин поделился с ТАСС, что наибольшие опасения во время стройки вызвали события в июле этого года, когда власти города расторгли контракт с «Инжтрасстрой-СПб».

Первое, за что переживал губернатор, я, и все участники процесса, — это когда было принято решение о расторжении госконтракта с генеральным подрядчиком. Мы понимали, что отставание по объекту превышало 300 дней. Эксперты ФИФА, Минспорта, наше бизнес-сообщество не сильно верили в то, что мы способны этот объект завершить до конца текущего года, — сказал он.

По его словам, сейчас отставание по строительству составляет 30 дней и будет полностью ликвидировано черед две недели. Кроме того, по его словам, после завершения общестроительных работ и передачи стадиона ФК «Зенит» (планируется 25 января 2017 года) будут продолжены работы по созданию комплексной современной системы управления всеми 127 инженерными системами стадиона. «Я думаю, что совместно с футбольным клубом «Зенит» мы над такой системой будем работать весь 2017 год. К завершению 2017 года эта система будет создана», — добавил вице-губернатор.

Получение акта ввода объекта в эксплуатацию запланировано на 25 декабря 2016 года, после чего будет произведена передача объекта эксплуатирующей организации АО «ФК «Зенит», — резюмировали в аппарате.

Источник: finance.rambler.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector