Особые экономические зоны так и не стали действенным инструментом поддержки экономики, констатирует Счетная палата.
Рабочих мест создается мало, а расходы на управление зонами растут. В Минэкономразвития настаивают, что отрицательный опыт тоже полезен, но при этом не готовы поручиться за эффективность наследников зон — территорий опережающего развития.
Счетная палата России опубликовала доклад об эффективности функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) за 11 лет их существования и по итогам 2016 года. Резюме жесткое: реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ так и не достигнут, зоны не стали реально действующим инструментом поддержки национальной экономики.
Первая претензия — создано незначительное количество рабочих мест.
«За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн руб. бюджетных средств, а с учетом инвестиций, вложенных резидентами ОЭЗ, этот показатель увеличивается до 21 млн руб.», — отметил аудитор СП Сергей Агапцов.
Мало налогов
Вторая претензия Счетной палаты — низкая налоговая отдача ОЭЗ.
Объем уплаченных резидентами налоговых и таможенных платежей (на 1 января 2017 года) составил 38,8 млрд руб. При этом резидентам ОЭЗ предоставлено налоговых льгот и таможенных преференций на 28 млрд руб.
По расчетам Агапцова, относительно эффективными можно признать только деятельность четырех ОЭЗ: в Татарстане («Алабуга»), в Липецкой, Самарской областях и в Санкт-Петербурге. Объем осуществленных резидентами инвестиций по этим зонам в основном превысил объем вложенных средств федерального бюджета. При этом аудитор отмечает, что эти четыре ОЭЗ «изначально создавались в регионах с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом».
Что касается остальных ОЭЗ, то их деятельность или неэффективна или вообще не осуществляется, отмечается в докладе.
Источник: finance.rambler.ru
Комментарии: