Главная » Новости аналитики » Российские порты-2016: тарифные войны и вторая жизнь Тамани

Российские порты-2016: тарифные войны и вторая жизнь Тамани

Портовую отрасль, которая в прошлом году была достаточно спокойна, заштормило в 2016 году. НМТП объявил об участии в создании своего прямого конкурента — порта "Тамань", развитием которого последние годы почти никто не занимался.

«Транснефть» неожиданно для рынка решила продать акции НМТП. Группа Fesco не смогла обслуживать свои обязательства перед кредиторами и начала процесс реструктуризации, который пока не увенчался успехом.

Но, пожалуй, больше всех потрясла рынок Федеральная антимонопольная служба, которая решила кардинально пересмотреть свою позицию, вернув регулирование тарифов в портах и обязав стивидоров устанавливать тарифы только в рублях.

Кому достанется крупнейший порт России? 

В 2010 году «Транснефть» и на тот момент мало кому известная группа «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова на паритетных началах приобрели контрольный пакет акций НМТП. Но «любовь» длилась недолго — уже в 2013 году тлеющий конфликт вылился в нешуточное противостояние и обсуждение возможности раздела порта между акционерами.

Спустя год с небольшим акционеры помирились, и последние годы работали, как они сами заверяли, при полном взаимопонимании. Однако неожиданно для рынка в сентябре этого года стало известно, что «Транснефть» решила продать свой пакет акций НМТП.

По данным СМИ, летом «Транснефть» отправила в администрацию президента письмо с просьбой рассмотреть возможность выхода из этого актива. Президент России Владимир Путин поручил проработать вопрос первому вице-премьеру Игорю Шувалову, а тот передал его в Минтранс, Минэкономразвития и Минэнерго. Министерства дали «добро» на продажу.

Группа «Сумма» и «Транснефть» в настоящее время на паритетных началах владеют 50,1% акций НМТП. «Транснефть» самостоятельно контролирует еще 10,5%. Росимуществу принадлежат 20% акций порта. Структуры РЖД владеют 5,3% НМТП. Остальные акции порта в свободном обращении. «Транснефть» планирует продать все свои 35,5% в НМТП.

Приватизация госпакета в 20% порта планируется в 2017 году. Минэкономразвития РФ предлагает совместить приватизацию госдоли в НМТП с продажей доли «Транснефти». Замглавы Минтранса Виктор Олерский в декабре отмечал, что такая возможность прорабатывается, но окончательного решения не принято.

Руководство «Суммы» не комментирует, есть ли между акционерами соглашение, дающее право приоритетной покупки. При этом, помимо «Суммы», НМТП также интересуются «ДелоПортс» Сергея Шишкарева, РФПИ и DP World.

«Дело Портс», в свою очередь, хочет продать свой главный актив – НУТЭП. DP World совместно с РФПИ готовит сделку по покупке у группы «Дело» 49% контейнерного терминала НУТЭП с опционом на получение до 100% после 2030 года. В декабре DP World и РФПИ подписали соглашение о создании совместного предприятия. Однако сделка затягивается, и, по словам Олерского, может и вовсе не состояться из-за ограничений в законе об иностранных инвестициях.

Продаст ли «Транснефть» свой пакет акций НМТП, состоится ли приватизация, которая, к слову, откладывается уже много лет, и в какой форме пройдет сделка, станет известно, скорее всего, уже в 2017 году.

Выплывет ли Fesco?

В феврале в одной из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России группе Fesco сменился глава — президентом группы был назначен на тот момент старший вице-президент Александр Исурин. До прихода в Fesco он работал в представительстве одного из крупнейших контейнерных перевозчиков мира, компании MSC, в России и странах Центральной Азии.

Уже тогда финансовая ситуация в компании и на рынке была тяжелой. Общий долг группы по итогам 2015 года составил 910 миллионов долларов, из которых 137 миллионов долларов подлежало уплате в течение следующих 12 месяцев. При этом консолидированная выручка группы составляла 688 миллионов долларов, а чистый убыток — 166 миллионов долларов.

Такой огромный долг компания получила после того, как ее купила группа «Сумма» с партнерами и «повесила» долг на Fesco. До этой сделки чистый долг Fesco составлял примерно 400 миллионов долларов (в ценах 2012 года). Группе «Сумма» принадлежит 32,5% акций группы, GHP Group — 23,8%, TPG — 17,4% акций.

В апреле аудитор отчетности Fesco в своем заключении высказал сомнения в способности общества непрерывно продолжать свою деятельность. Fesco сначала заявила, что может отсрочить выплату процентов по некоторым финансовым обязательствам, включая выплату купона по еврооблигациям, однако с мая не платит держателям всех своих бондов. Группа ведет непростые переговоры с держателями облигаций, предлагая им различные варианты реструктуризации.

Согласно последнему предложению, Fesco, в частности, хочет конвертировать часть долга по дефолтным облигациям в акции. Для этого компания рассматривает и возможность допэмиссии в размере до 50% уставного капитала. Компания также предлагала держателям единовременную выплату в размере 50% непогашенной основной суммы по еврооблигациям и рублевым облигациям. Однако держатели бумаг настаивают на выплате в размере 85%, что не устраивает Fesco.

Пока прийти к консенсусу сторонам не удалось. Основной акционер Fesco — группа «Сумма» — рассчитывает, что компания сможет до конца года договориться о реструктуризации задолженности.

ФАС vs стивидоры

Летом, как гром среди ясного неба, прозвучало заявление ФАС о том, что служба предлагает вернуться к тарифному регулированию в морских портах РФ с января 2017 года. При этом государство еще с 2010 года начало постепенную отмену государственного регулирования тарифов в морских портах России. Конечной целью регулятора было снизить маржу портов с 70-80% до уровня, сопоставимого с другими участниками транспортной цепочки, прежде всего РЖД.

Помимо этого, регулятор хотел обязать стивидоров устанавливать тарифы только в рублях. В настоящее время в основном все тарифы установлены в долларах. ФАС возбудила дела против девяти стивидорных компаний, подозревая их в установлении монопольно высоких цен на услуги по перевалке грузов.

Предложения ФАС вызвали негативную реакцию у компаний, Минтранса и профильных ассоциаций. В частности, Ассоциация морских торговых портов (АСОП) в письме к вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу предупредила, что введение регулирования тарифов в портах РФ приведет к критическому снижению выручки стивидоров и невозможности обслуживать кредиты, в том числе в иностранной валюте, а также к прекращению частных инвестиций в отрасль.

Аналитический центр при правительстве РФ поддержал стивидоров и заявил о целесообразности сохранить действующую форму госрегулирования тарифов на их услуги, при которой компании самостоятельно устанавливают тарифы и ежеквартально информируют о них ФАС.

Правительство РФ в итоге также не поддержало ФАС. Дворкович в середине ноября поручил ФАС дополнительно проработать вопрос о целесообразности перевода тарифов стивидоров в рубли и представить предложения в правительство.

Пока служба решила наказать стивидоров рублем. В ноябре ведомство предписало Приморскому торговому порту (ПТП, входит в группу НМТП) снизить цену на перевалку нефти – по мнению ФАС, монопольно высокую, — и перевести тарифы в рубли.

НМТП заявил, что намерен оспорить это предписание в суде. Гендиректор НМПТ Султан Батов сообщил, что компания заказала независимую экспертизу по тарифам в ПТП. При этом, по его словам, у стивидора самые низкие тарифы на перевалку среди портов Северо-Западного региона, а конкуренция в регионе очень сильная, и о монополии говорить нельзя.

Глава ФАС Игорь Артемьев, в свою очередь, в конце ноября заявил, что антимонопольное ведомство готово возбудить новые дела против других российских стивидоров.

Вторая жизнь Тамани?

Проект строительства сухогрузного района морского порта Тамань власти РФ обсуждают уже много лет, однако денег на него у государства нет. Проект — часть ФЦП по развитию транспортной системы России на 2010-2020 годы. В нем планировали участвовать более 10 компаний.

НМТП, для которого порт Тамань мог бы стать основным конкурентом в регионе, и Росморпорт на ПМЭФ-2016 подписали основные условия соглашения по участию в проекте строительства порта Тамань. Предполагалось, что НМТП получит контроль в управляющей компании порта — 50% плюс одна акция, а остальные акции достанутся другим акционерам, включая зарубежных.

Проект предполагает строительство и эксплуатацию сухогрузного района морского порта Тамань совокупной мощностью 91,4 миллиона тонн грузов в год в два этапа. На первом этапе (2017-2020 годы) планировалось построить объекты инфраструктуры порта и грузовые терминалы, обеспечивающие грузооборот в размере до 46 миллионов тонн в год. Общий объем инвестиций в объекты концессии на первом этапе оценивается в 60 миллиардов рублей. Строительство грузовых терминалов должны вести частные инвесторы — операторы терминалов.

В качестве инвесторов терминалов на первом этапе предполагается участие в проекте ООО УК «Металлоинвест», ОАО «МХК ЕвроХим», ОАО УК «Кузбассразрезуголь», ОАО «Астон», ООО ХК «Форум». НМТП в случае успешной реализации проекта решал бы две задачи: Тамань вместо конкурента стала бы частью группы, а НМТП смог бы вынести часть терминалов с «грязными грузами», которые негативно влияют на и так непростую экологическую ситуацию в городе, из Новороссийска в Тамань.

Однако на сегодняшний день, спустя более полугода с момента подписания соглашения, проект так и не финализирован. По словам главы НМТП Батова, решение за правительством. При этом НМТП совместно с Роспорпортом и Росморречфлотом прорабатывает возможность дноуглубления в НМТП, чтобы в порт могли заходить суда максимальной вместимости, как и в Тамани.

Такими основными событиями для портовой отрасли запомнился уходящий год. За основными событиями следите на ленте РИА Новости.

Источник: finance.rambler.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector