Кинза России

Самая прибыльная отечественная сельхозкультура.

Россия в прошлом году стала мировым лидером по экспорту кориандра (кинзы), причем продает его почти полностью на родину специй — в Индию. Но обнаружив, что рентабельность у специй — почти как у наркотиков, российские производители тут же набежали толпой — и обрушили рынок.

Ирина Минина по образованию физик, по окончании института 15 лет занималась лазерными системами на основе электрических тлеющих разрядов в институте имени Курчатова. После перестройки ушла в бизнес: торговала всем понемножку, за границу продавала оренбургские платки, в Россию везла продукты питания. Сельским хозяйством занялась, когда ей было уже за 40, купив в 2001-м участок земли в Ставропольском крае.

 

«Была мечта,— рассказывала Ирина,— посадить вишневый сад».
 

Участок для сада оказался, правда, неподходящим, с большим содержанием соли. Поэтому с садом решено было подождать. Подобно чеховскому Лопахину, Ирина вошла во вкус рентабельных проектов. Сегодня компании «Моя мечта» владеет 35 тыс. га земли на Ставрополье и имеет едва ли не самую высокую в отрасли рентабельность: в прошлом году при обороте около 900 млн руб. получила в качестве чистой прибыли почти половину этой суммы — 400 млн руб. (по данным системы «Контур»).

 

Произошло так потому, что Ирина научилась чутко реагировать на конъюнктуру. Пошла мода на ЗОЖ? Выращиваем полбу и семена чиа. Полба (которой пушкинский поп кормил работника своего Балду) — особый сорт необработанной пшеницы, в производстве дешева, а в магазине стоит больше 100 руб. за полукилограммовую пачку.

 

А семена чиа — и вовсе зожевский священный Грааль — стоят по 400-500 руб. за упаковку в 225 г. При этом — обычная сельхозкультура, которая называется испанским шалфеем. Дорожают аптечные травы? В хозяйстве Мининой выращивают сафлор, ромашку, календулу и зверобой. Требуется разнообразие в меню? Есть фенхель и базилик, анис, душица и много чего еще.

 

Но главной фишкой своего хозяйства три года назад Ирина Манина сделала кориандр (высушенные семена кинзы). Дело в том, что в Индии, которая традиционно являлась главным производителем и потребителем кориандра, последние три года как раз случались засухи и многие посевы погибли.

 

«Моя мечта» лидирует по экспорту кориандра с большим отрывом от конкурентов, себе обеспечив двукратный рост чистой прибыли, а России — мировое лидерство в экспорте этой специи.

 

«Моя мечта» — один из немногих крупных производителей, сумевших отреагировать на эту ситуацию молниеносно. В окрестностях поселка Щелкан, где базируется компания, кориандром засеяно сейчас 7 тыс. га — шестая часть пахотных земель. И это решение принесло плоды: «Моя мечта» лидирует по экспорту кориандра с большим отрывом от конкурентов, себе обеспечив двукратный рост чистой прибыли, а России — мировое лидерство в экспорте этой специи.

 

Спасители карри

 

Рецептов приготовления карри, самой знаменитой индийской приправы много, но ни один из них не обходится без шести ингредиентов: красный перец, куркума, зира, имбирь, гвоздика и кориандр. Все эти специи и производятся на территории Индии, и экспортируются из-за границы. Так, раньше Индия ежегодно закупала около трети потребляемого объема кориандра.

 

Вадим Пашин, эксперт информационно-аналитической компании VVS:

 

В мире производится примерно 600 тыс. тонн кориандра, из них порядка 400 тыс. тонн — в Индии. Помимо того, страна еще импортирует около 45 тыс. тонн этой специи.

 

При этом, как ни удивительно, условия для выращивания кориандра в Индии не самые лучшие — на российском черноземе этой культуре гораздо комфортней.

 

Кинза (или кориандр) очень подвержена заболеваниям, требовательна к свету и влаге, и в Индии для нее слишком влажно и жарко. Это видно и по содержанию масла в конечном продукте: в российском кориандре содержание масла около 2%, в индийском — лишь 0,4%.

 

В силу удачных климатических условий Россия и Украина входили в пятерку лидеров производителей кориандра уже довольно давно, экспортируя 40-60% продукции в Индию, по 13% в Пакистан и Шри-Ланку.

 

Но объемы экспорта были скромные. По данным маркетингового агентства «МаксиОма», в 2012 году из России экспортировали всего 0,8 тыс. тонн семян кинзы и 2 тонны зелени.

 

В результате засухи производство карри в Индии оказалось под угрозой, и индийские трейдеры взялись за поиск новых поставщиков.

 

«Трейдеры вышли на российских закупщиков, поскольку знали, что российское сырье очень качественное. Те вышли на соответствующие хозяйства»,— рассказывает директор «Моей мечты» Сергей Бобрышев.

 

Крупным хозяйствам реагировать оперативно было проблематично — у них уже были контракты на другие культуры или не было возможности изменить севооборот. Воспользовалась ситуацией, пожалуй, только «Моя мечта» — ей удалось занять 16,3% экспорта кориандра. Остальные серьезные игроки рынка специй — компании «Приправыч», «Камис», «Котани» и «Айдиго» — по-прежнему ориентировались на внутренний рынок.

 

Зато мелкие смогли подсуетиться. Существенные доли в экспорте кориандра заняли хозяйства, принадлежащие индивидуальным предпринимателям: например, курское ООО «Росполагро» Марины Сирая — 2,5% экспорта, белгородское ООО «НПО Алексеевское» Елены Дробот — 1,6%, краснодарское ОАО «Брюховецкая станция по производству семян» — 1,1% (принадлежит федеральному агентству по управлению федеральным имуществом), самарское ООО «Нева» Дмитрия Силантьева — 0,9%.

 

По данным генерального директора «МаксиОма» Евгении Чичериной, больше 77% компаний, экспортирующих кориандр, не занимают даже 1% рынка. По мнению фермеров, не последнюю роль в перепроизводстве сыграл Крым, увеличивший урожай в разы.

 

В результате к 2013 году экспорт кориандра вырос сразу почти на 800%, до 6,3 тыс. тонн семян, и этими же темпами рос все последующие годы.

 

К 2016-му кориандровая лихорадка достигла пика — этим производством занимаются уже сотни производителей. В результате за восемь месяцев этого года Россия экспортировала 45 тыс. тонн кориандра и 355 тонн зелени кинзы.

 

 

Конечно, одного желания накормить индусов карри для такого бешеного всплеска активности было бы недостаточно. Ажиотаж подогревался ростом цен. По данным Euromonitor, цена килограмма кориандра выросла с $0,8 в 2012 году до $1,62 в 2015-м. Прибыли на рынке специй, конечно, с эпохи географических открытий стали меньше, но по меркам других рынков — все еще баснословные.

 

По подсчетам аналитика практики АПК консалтинговой группы «НЭО Центр» Натальи Баженовой, рентабельность кориандра достигает 250%, «как в наркотиках», смеются фермеры. Себестоимость семян всего $0,15, а урожайность — 15 центнеров с гектара. Более того, кориандр можно чередовать в севообороте с другими очень прибыльными культурами — пряными травами и масличными, всегда получая большие прибыли.

 

В принципе на рынке специй есть и более прибыльные товары. Исторический рекорд нового времени — это стоимость, установленная на дикий женьшень 1979 году: $70 тыс. за 100 г.

 

Обычно самыми рентабельными являются перец, куркума и тмин. Фасованный индийский перец может давать до 1000% рентабельности в отдельные годы, а тмин, шафран и куркума — около 700%. Впрочем, рынок специй достаточно конкурентный, и рисков на нем хватает.

 

На этом рынке считаются нормальными взлеты и падения цен в два раза, когда все пытаются угадать, что же будет в следующем году золотой жилой, а что — провалом.

 

Сама по себе цена очень сильно зависит от качества, которое в свою очередь зависит от погоды и везения фермера, а не только от его профессионализма или отсутствия такового.

 

Поэтому чаще всего аграрии стараются выращивать те культуры, в которых разбираются, и не играть в русскую рулетку с дорогими, но капризными специями.

 

Из-за этого на российском рынке специй много лет держит лидерство по объемам производства горчица — неприхотливое растение, на которое есть стабильный внутренний спрос. Горчица занимает 40% рынка, а остальные специи то наращивают производство, то роняют.

 

Удача смельчаков, ринувшихся на рынок кориандра, заключалась не только в индийских засухах, но и в обвале рубля. В результате совпадения этих факторов возникли целые состояния. «Моя мечта» еще в 2012 году получила всего 45,3 млн руб. чистой прибыли, а в 2015-м — почти 400 млн руб. Маленькое предприятие ООО «РосПолАгро» из кировской области увеличило чистую прибыль со 182 тыс. руб. в 2012-м до 1,5 млн руб. в 2013-м, а в прошлом году — до 14,6 млн (данные «Контура»).

 

Конец нуворишей

 

 

Плохая новость для аграриев состоит в том, что кориандровая лихорадка, как и любая другая, явление временное.

 

Говорят (точные данные пока отсутствуют), что в 2016-м у нас собрали 200 тыс. тонн кориандра — почти треть мирового рынка. А значит, финал истории для многих будет очень болезненным: в этом году в Индии наконец был хороший урожай, и российский экспорт даже по самым смелым прогнозам не может составить больше 60-65 тыс. тонн.

 

Внутреннее же потребление в России стабильно и составляет всего 15 тыс. тонн в год, по данным директора по экспортной политике и анализу Российского экспортного центра Михаила Снега. Что поделаешь, россияне привыкли к кориандру разве что на корочке бородинского хлеба да изредка кладут его в плов.

 

Сами же участники рынка и внесли вклад в приближение конца истории, сильно уронив цены. По данным старшего аналитика Euromonitor International Анны Соловьевой, цены уже упали до $1,16 за кило на фоне хороших погодных условий для этой культуры.

 

Вадим Пашин:

 

Цены на кориандр начали падать именно из-за России: приободрившись вследствие девальвации и желая задобрить покупателя, российские производители наперегонки демпинговали.

 

«Среднегодовая цена в 2013 году составляла всего $724 за тонну, в 2014-м — $897. Где-то с середины 2015 года контрактные цены стали падать, к концу года снизившись до $600 за тонну. К середине текущего года цены экспортных поставок упали до $500. То есть имеет место банальный демпинг»,— уверен Владимир Пашин.

 

«Девальвация позволила снизить цены на российский экспортный кориандр в 1,4 раза в долларовом выражении. Начало аномального роста поставок отечественного кориандра на мировой рынок совпало с началом роста курса валют в России и пришлось на конец 2014 года»,— говорит Евгения Чичерина, генеральный директор маркетингового агентства «МаксиОма».

 

Крупные и мелкие производители кориандра и его поставщики уже говорят о том, что в этом году отдают урожай за бесценок или же вообще не могут его продать. Семена кориандра хранятся всего шесть-восемь месяцев, поэтому высока вероятность, что он вообще пропадет.

 

И вряд ли стоит ожидать, что где-то, кроме Индии, найдется рынок на десятки тысяч тонн. По данным панели GfK, потребление кориандра в мире выросло на 8% (октябрь-2015—сентябрь-2016 по сравнению с октябрем-2014—сентябрем-2015). Доля же кориандра в общем объеме рынка приправ и специй составляет 0,7% в натуральном выражении (октябрь-2015—сентябрь-2016).

 

Илья Дашковский

Источник: finance.rambler.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector