Главная » Новости финансов » Система опознавания добросовестных МФО дала сбой

Система опознавания добросовестных МФО дала сбой

Проблема в том, что «знак качества» ЦБ распространяется лишь на главные страницы, игнорируя остальные.

О некорректной работе маркировки легальных микрофинансовых организаций (МФО) в поисковой системе «Яндекс» рассказали “Ъ” участники рынка. Совместный проект «Яндекса» и Банка России стартовал 28 июня. В рамках него сайты микрокредиторов, внесенных одновременно в реестр ЦБ и состоящих в саморегулируемой организации (СРО), отмечаются в результатах поиска «Яндекса» зеленой галочкой.

Введена была маркировка для борьбы с нелегальными компаниями, включая фишинговые (то есть двойники реальных МФО). «Нелегальные компании, в том числе двойники, действующие в интернете, будут лишены возможности вводить в заблуждение потребителя, выдавая себя за МФО»,— сообщал ЦБ. На данный момент в проекте участвуют 1,6 тыс. из 2,2 тыс. действующих МФО из реестра ЦБ (остальные или не имеют сайта, или не предоставили данные).

Однако, по словам собеседников “Ъ”, система работает некорректно, не решает поставленных задач и даже напротив, вводит в заблуждение потребителей. «Сейчас галочка добавляется, только если ссылка ведет на главную страницу сайта МФО, включенной в реестр, а при ссылке на другую страницу того же сайта отсутствует — в результате компания выглядит в глазах пользователя как нелегальный кредитор»,— рассказывает директор по маркетингу сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Сохиб Джураханов.

В итоге у добросовестных кредиторов возникают риски. «Отсутствие маркера может ввести потребителя в заблуждение, человек может отказаться от выбора определенной МФО из-за отсутствия маркера. Создается недобросовестная конкуренция между легальными компаниями»,— отмечает генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергей Седов.

Некорректная работа подрывает доверие к самому маркеру. «Заемщик, увидевший, что маркер присутствует не везде, может решить, что зеленая галочка не имеет значения, тогда маркер перестанет влиять на выбор клиента»,— отмечает господин Седов. Особенно опасно непостоянство маркеров в случае сайтов-двойников, отмечают участники рынка, поскольку несет риски утраты персональных данных клиентов и дальнейшего их использования в мошеннических целях. При этом информация о фишинговых сайтах фактически отсутствует. Летом ЦБ рекомендовал участникам рынка и СРО информировать об их выявлении, но пока микрофинансисты крайне неактивны в данном вопросе. ЦБ и Минкомсвязь работают над законопроектом, который защитит потенциальных клиентов МФО от фишинга, наделив ЦБ правом блокировать сайты двойников, но пока до его реализации далеко.

В ЦБ и «Яндексе» обещают доработать механизм маркеров. «Маркеры имеют главные страницы сайтов, например, www.название.ru,— пояснили в пресс-службе ЦБ.— Производные страницы, попадающие в выдачу www.название.ru/дополнительная информация, пока могут не иметь маркера». Данный функционал сейчас тестируется. В сентябре, одновременно с запуском мобильной версии, также была промаркирована рекламная выдача (реклама в поисковой выдаче), в ближайшее время маркер появится и у производных страниц, пообещали в пресс-службе регулятора. В «Яндексе» сообщили, что также работают над решением проблемы, а также готовы рассмотреть индивидуальные обращения МФО по конкретным вопросам.

По словам экспертов, принципиально важно доработать систему маркировки, прежде чем распространять ее на другие рынки, как это планирует ЦБ. Как ранее сообщала заместитель директора департамента страхового рынка ЦБ Светлана Никитина, сайты российских страховых компаний, легально работающих на рынке, могут начать маркировать уже в октябре текущего года. При этом, согласно недавнему отчету FinCert (подразделение ЦБ, отвечающее за кибербезопасность), сайты лжестраховщиков выявляются в полтора раза чаще, чем сайты лже-МФО (45 и 29 случаев соответственно за период с 1 июня 2016 по 1 сентября 2017 года). Страховщики надеются, что система будет исправлена до распространения на их рынок. «Маркировка — крайне своевременное решение, страховщики с запуском электронных продаж ОСАГО уже столкнулись с проблемой разного рода мошеннических схем, в том числе связанных с созданием сайтов-клонов компаний,— отмечает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.— Важно, чтобы маркировка распространялась не только на главные страницы сайта, но и на последующие, поскольку продажа полисов ОСАГО осуществляется, как правило, не с первой страницы страховщика».

Источник: finance.rambler.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector