Главная » Новости финансов » Потребительское доверие россиян упало до минимума за 12 лет

Потребительское доверие россиян упало до минимума за 12 лет

Индекс потребительского доверия Nielsen, который начал было расти весной прошлого года, вновь опустился до минимальных значений.

В конце года 85% россиян были уверены, что сейчас не время совершать покупки, 79% заявили о намерении продолжать экономить даже при стабилизации ситуации в стране. Такой настрой потребителей привел к замедлению темпов роста выручки крупнейших ритейлеров.

В четвертом квартале 2016 года индекс потребительского доверия составил 63 пункта, говорится в исследовании Nielsen. Тем самым он вернулся к минимальному за 12 лет наблюдений (см. график) значению, которое было в первом квартале прошлого года, и не сохранил тенденцию к росту, наметившуюся во втором и третьем кварталах (66 и 67 пунктов соответственно). Снижение индекса аналитики отчасти связывают с сезонностью: под конец года из-за трат на предстоящие праздники потребители в целом консервативны в оценках своего благосостояния. Но главной причиной в Nielsen называют изменение психологии потребителей, которые теперь следуют новым принципам: крайний рационализм, взвешенный, прагматичный подход к любой покупке, включая продукты питания.

Декабрьский опрос Nielsen показал, что доля тех, кто оценивает свои финансы негативно, увеличилась на 6 п. п., до 67% в сравнении с тем же периодом 2015 года. Число респондентов, сокративших свои расходы, выросло на 2 п. п., до 75%.

Опрошенные по-прежнему в первую очередь экономят на покупке новой одежды (61% в четвертом квартале 2016 года — на 2 п. п. больше, чем в третьем квартале) и развлечениях вне дома (59%, плюс 4 п. п.). Около половины потребителей — 49% — стали меньше тратить на короткие поездки и отпуска, столько же — на обновление техники, 53% переключились на более дешевые бренды продуктов питания.

Число респондентов, уверенных, что сейчас не лучшее время для покупок, выросло до 84% — на 11 п. п. больше, чем в четвертом квартале 2015 года. Это один из самых высоких показателей за все время исследования, отражающий как последствия сокращения реальных доходов населения, так и сдвиг в сторону сберегательной модели поведения, подчеркивают в Nielsen.

Модель потребления окончательно трансформировалась в модель сбережения. Экономия во всем стала частью образа жизни,— объясняет руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций «Nielsen Россия» Марина Ерскова.

По данным компании, 79% россиян будут экономить даже при улучшении экономической ситуации.

Конец года оказался непростым для всех публичных продовольственных ритейлеров. Так, ГК «Дикси» замедлила рост выручки в четвертом квартале до 4,2% (против 14,3% в годовом выражении), а в декабре даже снизила продажи на 0,6%. У «Магнита» увеличение оборота в последний месяц года замедлилось до 6,91% (12,81% за год). «Лента» замедлила рост выручки в четвертом квартале до 20,9% (21,2%).

Представитель «Дикси» Антон Пантелеев подтверждает, что у потребителей сохраняется осторожное отношение к тратам, в связи с чем они отдают предпочтение товарам по акции или первой цены. Гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг, комментируя операционные результаты за 2016 год, говорил, что впервые с 2014 года покупатели стали выбирать более дорогие товары и увеличивать их число в корзине. Но при этом рост сопоставимых продаж и среднего чека компенсируется снижением частоты визитов в магазины.

В X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») признают, что в конце года рынок оставался непростым, но на фоне замедления темпов инфляции начали наблюдаться признаки стабилизации.

Так, показатели сети супермаркетов «Перекресток», которая испытывала сильное давление кризиса, но благодаря качественной адаптации предложения и наметившемуся восстановлению потребительской уверенности в четвертом квартале продемонстрировала наилучшую динамику LfL трафика среди сетей Х5,— подчеркнул представитель ритейлера.

Господин Дюнинг отмечает, что в январе 2017 года наметилось «возвращение показателей трафика на позитивную траекторию», но признает, что ситуация на рынке остается волатильной.

У Росстата индекс потребительской уверенности оптимистичнее, чем у Nielsen: он рос весь прошлый год и в четвертом квартале повысился на 1 п. п., до минус 18%. Это специалисты Росстата связали с положительной динамикой в оценках населением происшедших и ожидаемых изменений в экономике страны и происшедших изменений в личном материальном положении.

Источник: finance.rambler.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

двадцать − 20 =