Главная » Новости финансов » ЦБ назвал число исключенных из «черных списков» клиентов банков

ЦБ назвал число исключенных из «черных списков» клиентов банков

Из «черных списков» ЦБ были исключены 2400 банковских клиентов, признанных ранее сомнительными. Ввод двухуровневой системы обжалования отказов в банковском обслуживании ускорит реабилитацию клиентов, считают юристы

Число реабилитированных банковских клиентов, попадавших ранее в «черные списки» ЦБ и Росфинмониторинга, на 1 марта составило 2 400, сообщили РБК в пресс-службе Банка России. По состоянию на 26 января оправданных было более 800, говорил зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.

На долю Сбербанка пришлась половина общего числа реабилитированных — банк получил согласие ЦБ на вывод из «черных списков» 1200 своих клиентов.

Рост числа исключений может быть связан с активностью самих банковских клиентов, которые смогли доказать недостаточную обоснованность такого решения, считает партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая.

Проблемы «черных списков»

Банк России с июля 2017 года начал рассылать банкам списки клиентов, которым ранее было отказано в обслуживании из-за подозрений в нарушении закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Перед стартом межбанковского обмена «черными списками» ЦБ предупреждал, что сведения об отказе в одном банке не обязательно должны становиться причиной для отказа в другом. Но банки, опасаясь претензий, стали массово отказывать в обслуживании клиентам из этих списков. В итоге с запуском системы обмена межбанковского обмена информацией клиенты начали лишаться доступа к банковским услугам, в том числе за незначительные нарушения.

ЦБ не раскрывает число банковских клиентов, попавших в «черный список». Но глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин в октябре прошлого года говорил о 460 тыс. отказов банковским клиентам. Оспорить включение в списки, по его информации, пытаются около 1 тыс. клиентов.

Из-за роста числа недовольных клиентов банков ЦБ и Росфинмониторинг в ноябре разработали рекомендации, дающие возможность банкам аннулировать сведения о добросовестных клиентах из «черных списков».

Схема «отбеливания»

Решение об исключении клиентов из «черных списков» принимают сами банки на основании методических рекомендаций и представляют их в ЦБ. Информацию об удалении сведений регулятор направляет во все кредитные организации не позднее рабочего дня, следующего за днем ее получения, пояснили РБК в Центробанке.

30 марта вступают в силу изменения в закон об отмывании средств, которые законодательно закрепляют механизм реабилитации клиентов и вводят двухуровневую систему обжалования решений об отказах. Сначала клиент должен будет пожаловаться в сам банк, а если банк отказывается пересмотреть решение, клиент сможет обратиться в ЦБ и тогда его заявление будет рассматривать межведомственная комиссия регулятора и Росфинмониторинга.

Двухуровневая реабилитация

Двухуровневая процедура может увеличить число исключений банковских клиентов из «черных списков», прогнозирует Мостовая. «Идея ЦБ по формированию черных списков в чистом виде создала больше проблем, чем решила, поэтому поправки в 115-ый ФЗ и меры о двусторонней реабилитации, когда клиент уже может пойти к регулятору и обратить внимание на несправедливое решение, заставит банки внимательнее смотреть на ситуацию и проводить собственные расследования», — отмечает она.

Партнер FMG Group Михаил Фаткин согласен, что число реабилитируемых клиентов с появлением двухуровневой системы обжалования вырастет. «Но количество пропадающих в «черные списки» будет расти гораздо быстрее из-за увеличения числа признаков, по которым можно будет в них попасть», — полагает он. Эксперт поясняет, что теперь туда можно будет попасть, если банк счел операцию с контрагентом «неестественной, к примеру, если вдруг компания закупила елку в марте». 

Источник: rbc.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector