Главная » Новости банков » ЦБ дал банкам рекомендации по реабилитации клиентов-отказников

ЦБ дал банкам рекомендации по реабилитации клиентов-отказников

У клиентов банков, попавших в черный список отказников, рассылаемый по кредитным организациям ЦБ, появился реальный шанс на восстановление репутации.

Банк России создал механизм, в рамках которого сведения о добросовестных клиентах могут быть исключены из баз данных об отказах, сообщается на сайте регулятора. «Банки могут аннулировать направленные в Росфинмониторинг сведения об отказниках, которые попали в список из-за технических ошибок и отказов по основаниям, не связанным с риском отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»,— отмечают в ЦБ.

Черный список отказников ЦБ рассылает банкам с июня. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ. Попадание в список фактически лишает компанию или физлицо доступа к банковским услугам — другие кредитные организации предпочитают не принимать на обслуживание таких клиентов, кроме того, банки могут блокировать переводы своих клиентов компаниям из списка.

На необходимости введение механизма реабилитации клиентов из черного списка изначально настаивало банковское и бизнес-сообщество, а также Росфинмониторинг. Однако рассылка списка стартовала без механизма исключения. ЦБ понадеялся на ответственное отношение банков при применении списка, однако они подошли к вопросу формально. В результате клиенты столкнулись с массовыми блокировками и отказами кредитных организаций. Только за время рассылки список увеличился более чем вдвое: с 200 тыс. до 460 тыс. клиентов по состоянию на конец октября (см. “Ъ” от 24 октября). По данным общественной организации «Деловая Россия», с начала года банки заблокировали около 500 тыс. счетов предпринимателей.

Механизм, анонсированный ЦБ, описан в методических рекомендациях Банка России и Росфинмониторинга. В них регулятор акцентирует внимание кредитных организаций на необходимости взвешенно использовать информацию об отказах и не допускать принятия решений об отказе по причинам, не связанным с риском отмывания доходов и финансирования терроризма. «Анализ информации об отказах, получаемой от Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также поступающих в Банк России обращений лиц, в отношении которых имели место случаи отказов, свидетельствует о том, что ряд кредитных организаций принимает решения, руководствуясь обстоятельствами, напрямую не связанными с риском ПОД/ФТ клиента»,— отмечается в материалах ЦБ. Регулятор также рекомендует банкам определить подразделение или сотрудника, уполномоченных рассматривать жалобы клиентов на отказы в получении банковских услуг.

По мнению участников рынка, инициатива ЦБ полезна, но требует тщательного контроля со стороны регулятора. По словам собеседника “Ъ” в банке из топ-5, для банков реализация рекомендаций ЦБ по исключению клиентов из банков не будет излишне сложной. «ЦБ рекомендует банкам создавать подразделения специальные в банках, которые будут заниматься урегулированием конфликтных ситуаций в данной сфере,— говорит собеседник “Ъ”.— Однако на практике подразделения по работе с проблемными клиентами уже есть в крупных банках, достаточно подключить к ним в более плотное взаимодействие сотрудников отдела комплаенса». По словам главы коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, в новых методических рекомендациях представляют опасность положения, касающиеся исключения из черного списка клиентов в связи со снижением риска по ПОД/ФТ (в связи с представлением документов). «Это оценочные понятия, а где оценка — там риск коррупции,— указывает он. — Даже сейчас, когда механизма реабилитации не было, имели место факты оказания недобросовестными банкирами “услуг” по выведению средств компаний с заблокированного счета».

В Банке России, похоже, понимают, что отдавать ситуацию на откуп банкам не стоит. «Качество и эффективность реализации кредитными организациями полномочий по отказам, а также результаты рассмотрения ими связанных с этим жалоб находятся в зоне пристального внимания Банка России и учитываются регулятором при анализе деятельности банков»,— отмечается в сообщении регулятора.

Источник: finance.rambler. ru

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*