Главная » Новости аналитики » Теневая империя Airbus

Теневая империя Airbus

Почему европейский авиагигант попал в столь громкий коррупционный скандал?

Коррупционные схемы опубликовал журнал Spiegel. Из них следует, что Airbus отмывал деньги через «теневое царство» — Vector Aerospace. Компанию открыли в Лондоне в 2004 году по инициативе французского офиса Airbus. До этого для дачи взяток пользовались кипрской Omesco.

Как пишет издание, именно благодаря лондонской структуре Airbus продал Министерству обороны Австрии 18 боевых самолетов Eurofighter на сумму 2 млрд евро. В феврале 2017 года прокуратура Вены возбудила уголовное дело в отношение австрийской дочки Airbus, а министр обороны страны заявил одному из изданий, что концерн занимается запугиванием.

Почему европейский авиагигант попал в столь громкий коррупционный скандал? Объясняет немецкий авиаэксперт Хайнрих Гроссбонгардт:

«Я раньше был пресс-секретарем Boeing и я знаю, какие строгие законы в США. Уже спустя шесть лет, после того, как я ушел из концерна, ко мне пришли люди из Boeing и буквально перевернули мою фирму с ног на голову, провели аудит, чтобы быть уверенными, что через меня не проходит отмывание денег, и я никому не пытался дать взятку. К сожалению, такого нет в Германии или Франции. Они только сейчас пытаются внедрить подобные механизмы. Чего действительно боятся немецкие председатели правления Airbus, это не прокурора, а акционеров, которые придут и скажут: ты навредил нашему предприятию. Это самый большой страх — что придут акционеры к ним и скажут: у вас была «черная касса» на 200 млн, это ведь наши деньги, это нанесло нам ущерб, и я будут требовать возмещения».

В списке стран, куда шла «черная касса» Airbus, — Индонезия, Китай, Тунис, Казахстан, Румыния, Эмираты, Шри-Ланка. Эти рынки Spiegel назвал традиционно коррумпированными, апеллируя тем, что продвигать сделки в ряде стран без подкупа чиновников крайне сложно.

Еще в начале 90-х в разгар экспансии немецких промышленников на мировые рынки дача взяток там считалась нормой, а часть суммы возвращалась за счет налогов. Рассказывает руководитель одной из немецкий компаний Стив Лацитис:

«20 лет тому назад сняли закон (о том), что можно откаты списывать с налогов. Официально немецкое государство признавало эти методы за рубежом. Если компании хотели делать бизнес в Иране или Арабских странах они должны были платить бакшиш, так это называется, чтобы получить бизнес и было возможно 5-10% списывать с налогов. Но я знаю лично много немецких предприятий, которые отказываются в таких странах платить откаты. Лучше я не делаю бизнес, чем делаю бизнес плохим путем. Либо они попробуют без откатов, и, если не получается, тогда это не наша страна. То есть не бизнес кровь из носа».

Расследованием теневой империи Airbus прокуратура Мюнхена занимается уже пять лет. В 2014-м концерн уже подозревали в подкупе чиновников в Саудовской Аравии и Румынии. Прошли обыски, но обвинения так и не предъявили. И вот новый виток. Почему именно сейчас? Об этом рассуждает председатель немецкой партии «Единство» Дмитрий Ремпель:

«Обычно такие скандалы делают в преддверии выборов, чтобы помешать руководству избраться. Сейчас скандал случился после выборов. Это тоже наводит на размышления о том, что это связано с правящей элитой, которая недосчиталась голосов и осталась крайне недовольна чем-то. Без политики здесь не обошлось».

Нынешний коррупционный скандал в немецкой прессе сравнивают с самым громким за всю историю Германии — скандалом вокруг Siemens. В 2006 году компанию точно так же обвинили в создание целой системы черных касс. На подкуп чиновников в десятке стран — в том числе и России — немецкий гигант потратил почти 1,3 млрд евро. 230 менеджеров Siemens были уволены, концерн заплатил штрафы в разных странах почти на 2 млрд.

Немецкие компании в последние годы становились одними из самых частых фигурантов коррупционных дел в Европе. Так. в 2008 году в подкупе должностных лиц в 22 странах обвинили Daimler, она заплатила в казну США 185 млн евро. В 2009-м — производителя грузовиков МАN.

Однако самым громким скандалом в автоиндустрии считается «дизельгейт». Манипуляции с датчиками выхлопных газов обойдутся Volkswagen в 25 млрд евро.

Источник: finance.rambler.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector