Главная » Новости аналитики » Страхование от безработицы: что хочет вернуть Минтруд России

Страхование от безработицы: что хочет вернуть Минтруд России

Как это работает и каким может быть размер страховых отчислений — в материале ТАСС.

Глава Минтруда Максим Топилин считает, что России стоит вернуться к системе страхования от безработицы, которая действовала до 2001 г. Об этом министр заявил 28 февраля в интервью РБК.

ТАСС разобрался, что такое страховая модель финансирования пособий по безработице, почему от нее отказались и чем она отличается от нынешних выплат.

Как была устроена система выплат до 2001 года?

С 1991 по 2001 г. пособия выплачивались из средств специально созданного внебюджетного Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) РСФСР (позже — РФ).

Первоначально фонд финансировался за счет обязательных страховых взносов работодателей с заработка сотрудников и ассигнований федерального и регионального бюджетов. Впоследствии структура взносов в ГФЗН неоднократно менялась. От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели.

В 1992 г. ставка отчислений работодателя составляла 1% от начисленной оплаты труда, в 1993–1996 гг. — 2%, затем в 1996–2001 гг. — 1,5%.

Как долго можно было получать выплаты по безработице?

Граждане имели право получать пособие на протяжении 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев с правом однократного продления на тот же период. Это значит, что деньги выплачивались либо непрерывно в течение года, либо с перерывами — полтора года, но общая сумма все равно не могла превышать выплаты за год. Для возобновления выплат необходимо было сняться с учета, а через шесть месяцев повторно зарегистрироваться на Бирже труда.

Сегодня действует та же самая система выплат.

Чем страхование от безработицы отличается от того, как пособия выплачиваются сейчас?

Отличие — в источнике финансирования. В первом случае деньги поступали из ГФЗН, который наполняли работодатели, а во втором — из федерального бюджета.

Почему же от фонда занятости отказались?

С 1996 г. фонд начал испытывать серьезные финансовые трудности, которые усугубились в результате дефолта в августе 1998 г. По данным независимых исследователей, из-за роста проблем с занятостью к концу 1990-х гг. система страховых выплат фактически не охватывала половины всех российских безработных. Бюджет ГФЗН (21,6 млрд рублей в 2000 г.) не справлялся с выплатами. Все это привело к росту задолженности по выплате пособий.

И это несмотря на то, что граждане перестали вставать на учет в органах занятости, так как, учитывая инфляцию, на пособия прожить было невозможно. Уже к 1998 г. минимальный размер оплаты труда и, соответственно, привязанное к нему пособие по безработице были в пять раз меньше прожиточного минимума.

Поэтому с 2001 г. фонд был ликвидирован, а отчисления на выплаты по безработице были включены в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 г. В настоящее время, как уже говорилось, выплата пособий, а также финансирование мер, направленных на поддержку безработного населения, осуществляются из федерального бюджета.

Сколько работодателям придется отчислять из фонда зарплат?

По подсчетам Минтруда, для поддержки потерявших работу граждан будет достаточно даже 1% отчислений. По словам Топилина, в денежном выражении это порядка 200 млрд рублей, что почти в пять раз больше, чем средства, которые выделяются для безработных сегодня.

Когда возможно возвращение системы страхования от безработицы?

Топилин считает, что переход возможен не ранее 2020 года.

Источник: finance.rambler.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector