Главная » Новости аналитики » Регионам не хватает денег

Регионам не хватает денег

Регионы обещают исполнить все "майские" указы президента, но на это им не хватает денег.

Как стало известно «Газете.Ru», обращение Карелии, жаловавшейся на невозможность выполнить «майские» указы президента, пока не нашло поддержки, и регион вынужден начать оптимизацию расходов. А Сахалину с Хакасией денег дадут, хотя и в меньшем, чем требовалось, объеме. По мнению экспертов, проблемы регионов не решены, и в ближайшее время от них могут последовать новые просьбы о помощи.

В Карелии сокращают чиновников

Как рассказали «Газете.Ru» в правительстве Карелии, все «майские» указы будут исполнены. «Несмотря на сложный бюджет этого года, в республике есть внутренние резервы. Проводятся оптимизационные мероприятия, в том числе на 10% сокращен фонд оплаты труда, численность аппарата правительства Республики Карелия», — говорится в ответе региона на запрос «Газеты.Ru».

Так, численность работников органов исполнительной власти региона сокращена на 116 человек. При этом, поскольку необходимо осуществить выплаты социальных гарантий и компенсаций уволенным работникам, бюджетный эффект от сокращений ожидается только в 2018 году, отмечают в регионе.

Также поможет исполнить майские указы регион рассчитывает за счет привлечения новых инвесторов и поддержки действующего бизнеса. Это позволит увеличить объем собственных доходов региона на сумму около 0,5 млрд рублей, говорится в ответе правительства.

В Минфине на запрос «Газеты.Ru» о помощи региону не ответили.

«В целом практика сокращать расходы региона за счет численности сотрудников бюджетной сферы не новая. Чтобы выполнить «майские» указы, многие регионы прибегали к ней и раньше. Учитывая, что «майские» указы были навязаны регионам президентом, у Карелии действительно был хороший повод, чтобы попросить денег в правительстве», — комментирует ситуацию старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин.

Сахалину дадут почти 17 млрд рублей

Другим попросившим о помощи регионам удалось добиться поддержки из центра, пусть и не в таком объеме, как они рассчитывали. Например, Сахалинскую область, правительство в проекте федерального бюджета на 2018-2020 годы перераспределило в пользу федерального центра доходы региона, которые он получает в рамках проекта «Сахалин-2».

В ответ Сахалин пригрозил прекратить финансирование 25 госпрограмм. Цена спора была оценена в 36,6 млрд. руб. Как сообщал позднее РБК со ссылкой на источники в правительстве, вице-премьер и полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев договорился с регионом о компенсациях выпадающих доходов за счет бюджетных субсидий.

Проект федерального бюджета был рассмотрен и принят в первом чтении в конце октября, а 17 ноября будут уточняться цифра по разделам и статьям бюджета.

«Газета.Ru» ознакомилась с поправки в бюджет ко второму чтению. Сахалину в итоге выделят намного меньше, чем отобрали.

Согласно тексту документа (поправка №15), предполагается «установить возможность использования зарезервированных бюджетных ассигнований в 2018 году на социально-экономическое развитие Сахалинской области в объеме до 16 860,0 млн. рублей в связи с необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета Сахалинской области, с учетом изменения нормативов зачисления налога на прибыль организаций при выполнении соглашения о разделе прибыльной продукции по проекту Сахалин-2».

По мнению Владимира Редькина, возможно, часть госпрограмм, которые осуществлялись в регионе, оставят, если на них будут выделены средства, а часть сократят.

Хакасии «подарили» 10 млрд

Дождалась помощи и Хакасия, которая недавно заявила о «катастрофической ситуации» в регионе. Региональные власти обращалась к главе правительства Дмитрию Медведеву с просьбой оказать финансовую помощь республике в размере 28,2 млрд руб.

На днях Хакасии выделили 9,6 млрд рублей из федерального бюджета. «Принято решение президентом о помощи региону. Цифра беспрецедентная, которую нам удалось защитить.

Почти 10 млрд руб. на замещение коммерческих кредитов выделено», — сообщил глава Хакасии Виктор Зимин. По его словам, ранее регион получил из федерального бюджета около 6 млрд руб.

«Серьезный разговор у меня будет с правительством, с главами муниципальных образований. Нужно организовать очень серьезную работу и уже теперь без шуток. Мы должны выполнить те обязательства, которые на себя взяли. Регион должен ответить — не просто так нам эти средства выделили. Лучше работать, повысить благосостояние людей, понизить безработицу, Это всегда зависит от исполнительной и законодательной власти на местах, а не просто играть в пиар дешевый. Нужно вырабатывать классные законы, исполнять их, а не плакать на местах»,- заявил он.

Впрочем, глава региона также отметил, что для «сбалансированности бюджета» региону необходимо в год еще 2-3 млрд руб.

Как писала ранее «Газета.Ru», исходя из материалов к бюджету, пока между субъектами распределено 1,2 трлн руб., или 74% от общего объема, запланированного на уровне 1,7 трлн руб. То есть у правительства есть возможность распределить еще 500 млрд руб, не меняя конструкции федерального бюджета, уже одобренного Госдумой 27 октября. В этих условиях выиграть могут те регионы, которые первыми заявят о своих проблемах.

Карелию спасут налоги

Если бы даже правительство удовлетворило просьбу Карелии о финансовой помощи на исполнение майских указов, это не спасло бы ситуацию в регионе, отмечает Владимир Редькин. Бюджет региона в целом несбалансированный и агентство Fitch ожидает его дефицит в районе 5-6% в 2018 году.

«У региона стабильные проблемы, в основном, со стороны бюджетных доходов и решение проблем надо искать в плоскости повышения собираемости налогов, в частности налога на прибыль. Поступления этого налога очень волатильны и играют большую роль для бюджета как в Хакасии, так и в Карелии», — говорит эксперт.

При этом, по словам Владимира Редькина, в целом Карелия всегда была образцовым регионом с точки зрения организации бюджетных процессов: регион старался работать в правовой плоскости, и его не раз ставили в пример, он активный участник облигационного рынка и не просил о дополнительных субсидиях Минфин. Однако в нынешних экономических реалиях этого недостаточно, констатирует Владимир Редькин.

«Реструктуризация также не поможет региону в глобальном плане, потому что на 50% займы региона – это не бюджетные кредиты, а коммерческие займы. И тут нужно решать проблему скорее через администрирование налогов, может быть новому губернатору региона (главой Карелии стал в сентябре 2017 года Артур Парфенчиков – «Газета.Ru») удастся договориться с компаниями — крупнейшими налогоплательщиками региона. У нового главы региона есть определенный кредит доверия от центра», — резюмирует Владимир Редькин.

Попытки снижать задолженность регионов за счет оптимизации бюджетников – весьма неэффективная мера, считает аналитик «Финам» Алексей Коренев. Таким образом не удается высвободить денежные средства в необходимом объеме.

«Сокращения традиционно приводят к падению располагаемых денежных доходов населения, что в силу снижения покупательского спроса вынуждает местную промышленность снижать объемы выпускаемой продукции. Это тормозит развитие экономики региона, что уменьшает его шансы слезть с «дотационной иглы», — говорит эксперт.

При этом, по мнению экспертов, в ближайшее время от регионов могут последовать новые просьбы о помощи.

Проблемы с госдолгом и недостаточностью собственных доходных источников для выполнения в полном объеме возложенных на субъекты полномочий существует практически у всех регионов, констатируют в Минфине Кировской области на запрос «Газеты.Ru».

По оценкам депутатов, обещанная регионам реструктуризация бюджетных кредитов поможет сэкономить в 2018 и 2019 годах около 430 млрд рублей. А суммарный долг субъектов составляет более 2 трлн рублей.

Эксперты считают, что необходимо в целом менять всю систему межбюджетных отношений.

«Майские указы нужно исполнять, но мы видим, какой ценой это дается регионам. Проблема тут в общей сбалансированности межбюджетных отношений. Слишком жесткая централизованная бюджетная политика более-менее себя оправдывала во времена экономического роста»,— констатирует депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Шапов.

В ситуации кризиса, как сейчас, регионы лишились немалой части своей налоговой базы, средств не хватает даже на социальные расходы, их приходится выискивать за счет коммерческих и бюджетных кредитов, в итоге общая задолженность субъектов федерации уже больше 30% от их доходов.

Шапов подчеркивает, что кредиты еще больше нагружают расходную часть бюджетов, получается замкнутый круг: чем больше кредитов, тем меньше остается на исполнение социальных обязательств, значит нужно еще больше кредитов, и еще меньше остается денег на социалку».

Источник: finance.rambler. ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector