Главная » Новости аналитики » Инновации в парковках: какие технологии могут помочь городской инфраструктуре?

Инновации в парковках: какие технологии могут помочь городской инфраструктуре?

Информация о свободных местах в реальном времени, автоплатежи, «бронирование» парковочных мест, лифты для авто могли бы сделать город действительно «умным» пока не пришли машины-беспилотники. Для этого российским чиновникам нужно научиться ставить цели и советоваться с бизнесом.

Помните расхожий анекдот? Один друг спрашивает другого: «Ты почему машиной не пользуешься?» Тот отвечает: «Боюсь, удобную парковку займут». Эта шутка отлично описывает то, как усилия городских администраций, крупных компаний и стартапов для построения «умного города», дают не слишком впечатляющие результаты. Во многих российских городах появилась священная мантра: парковки должны быть составной частью проекта «умного города». Правда прочитать описание такого проекта нам пока не удалось ни в одной администрации, зато по частоте упоминая термина «SmartCity» Россия приближается к мировому топу. Более того, чиновники готовы к решительным действиям – значительным инвестициям и внедрению самых умных технологий для городов. Проблема в том, что инновации ради инноваций часто действуют в ущерб пользе, ради которой они затевались.

В 2016 году нам повезло участвовать в реорганизации парковок в большом Скандинавском городе. Приблизительно в то же время с нашим участием прошли встречи в мэриях нескольких крупных российских городов. Отличия бросались в глаза.

«После 25 лет успешной работы пришло время реорганизовать городские парковки», — было первой фразой скандинавского вице-мэра. Дальше он ставил четкие цели:

– Автомобили, особенно автомобили туристов, должны за день достигать как можно большего количества точек (дословно – повысить мобильность). У города есть данные среднего количества остановок автомобилей в день сегодня. Городу необходимо увеличение этого показателя на 10-15%. Тогда за счет большей бизнес активности коммерческих предприятий бюджет города увеличится на 1-2%

– Мэрия организует вам встречи с руководителями ассоциаций уличного ретейла и ресторанов. Они расскажут о своих ожиданиях относительно парковок вблизи их объектов, проблемах, которые сейчас ограничивают их работу и как они хотят поучаствовать в обустройстве парковок, если это будет соответствовать их задачам. Это очень важно, поскольку их налоги – очень существенная часть городского бюджета.

– Город хочет вступить в конкуренцию со столицей за привлечение лучших студентов и создание мощных стартап-площадок. Мэрия ставит задачу добиться лучшей экологии для студентов и молодых семей «стартаперов». Мэрия организует  для вас встречи с ассоциациями студентов и молодых предпринимателей. Обобщите их пожелания и предоставьте предложения, чем могут помочь городские власти. Мы рассчитываем, что лучшие технологические стартапы города (системы распознавания, big data, интеллектуальные системы освещения, мобильные приложения, информационные системы) присоединятся к проекту. Учет требований молодых предпринимателей не менее важен, чем пожелания уличного ретейла и ресторанов, они строят экономику будущего города».

– Еще четыре дополнительных требования касались  паркингов около медицинских учреждений, объектов туризма и спорта, зон нового жилищного строительства (население города растет). В заключение встречи вице-мэр сказал:  «Следующую модернизацию мы будем делать не раньше, чем через 10 лет, когда парковка потребуется беспилотным автомобилям. Поэтому все применяемое на данном этапе оборудование парковок должно работать в течение всего этого срока»

На стенах кабинета, где проходили встречи, висели диаграммы о состоянии парковочных объектов по данным ведущих исследовательских лабораторий:

Интересны данные по сменяемости машин на парковочных местах. Дольше всего машины стоят около университетов: 2,2 машины в течение дня на одно парковочное место, а наиболее быстро покидают места машины на муниципальных парковках – 10,1 машины в день. Из этих цифр ясно, кому отдается предпочтение в умах руководителей города.

Содержание всех встреч в российских городах можно тоже (с небольшими допущениями) изложить в короткой стенограмме. Городские руководители не выдвигали никаких выраженных в цифрах показателей, достижению которых должно служить появление регулируемых муниципальных парковок, кроме абстрактного требования уменьшить трафик в городе. Их интересовали лишь технические детали:

– Какое оборудование и программное обеспечение будете нам предлагать? Примите во внимание, что городу очень нравится оборудование компании Х.

– Почему в ваших предложениях не отражено, кто будет убирать снег на парковках?

– А как вы перекроете доступ на парковку на площадях около областного правительства и мэрии? Нам там чужие машины без надобности. Еще Прокуратуру и Следственный комитет не забудьте.

– Час парковки в городе не должен превышать Х рублей. И никаких хитростей с переменными тарифами. Нам перед выборами недовольные водители не нужны.

– А вы можете нам помочь в получении адресов регистрации водителей, чтобы мы могли рассылать им штрафы?              

                                                          

Не нужно быть провидцем, чтобы предвидеть:  экономического и других ощутимых результатов для города от проекта регулируемого паркинга, с такой постановкой целей, ждать не приходится.

Еще стоит отметить специфику в подходе построения систем управления и информационных систем в российских и зарубежных городах. Российские парковочные системы, в основной своей массе строятся на «in-house» разработке, то есть разработках, которые ограничивают подключение к ней независимо разработанных программных компонентов, создавая закрытую экосистему. В каждом городе возникает собственный парковочный мир.  Чтобы разобраться в нем, например, туристу нужно много времени и сил (а это самые дефицитные ресурсы во время кратковременных поездок).

В странах с длинной парковочной традицией — совершенно другой подход. Власти города всячески поощряют подключение к базовой системе независимых мобильных приложений и информационных систем. Они буквально зазывают компании подключаться к ним, открывая свои интерфейсы. Коротко говоря, это вызвано тремя причинами:

– Подключение популярных в мире приложений позволяет приезжим использовать уже имеющиеся в их смартфоне и знакомые им приложения (на что только не пойдешь ради комфорта и мобильности туристов).

– Ни одна «in-house» разработка не в состоянии угнаться за множеством новых технологий и идей современного цифрового мира. Закрытость экосистемы означает очень быстрое ее устаревание.

– Если развивать паркинги с учетом интересов бизнес-сообществ, общественных ассоциаций и социальных объектов (например, предоставить возможность оплатить своим клиентам парковку через приложение ритейлера или бронировать парковку вместе с покупкой билета в театр), город получит возможность увеличить свой бюджет за счет налоговых сборов (или, как минимум, не сделает бизнесу хуже).

Город, который сегодня разумно внедряет инновационные технологии в сфере парковочного пространства, добивается важнейшей цели: уменьшает «паразитный» трафик, то есть время, проводимое водителем за рулем автомобиля, двигающегося с минимальной скоростью в поиске свободного парковочного места. Хорошо представленная информация, минимизация времени на поиск и оплату парковки – основные элементы, повышающие мобильность в городах. Потерянные минуты на парковке уменьшают количество деловых встреч, посещаемых туристических объектов и точек общественного питания на один–два объекта в течение дня. Это очевидный минус экономике города (пробки и поиск парковки, к примеру, в Германии, пожирают  более 560 млн часов и  1% ВВП). Особенно важно иметь привычную информацию и интуитивно понятные способы оплаты для автотуристов. Человеку, редко посещающему город, а тем более попавшему в него впервые, сложно ориентироваться в специфичных транспортных и парковочных схемах, которые, конечно, не вызывают проблем у резидентов. Локальные особенности парковочных технологий резко снижают востребованность арендных автомобилей.

Какие технологии уже сегодня могут существенно помочь городам действительно сделать парковки частью «умного города»?

– Информация о свободных местах в реальном времени. Сегодня водитель мегаполиса тратит 15-20 минут на поиск свободного парковочного места (91 час в году!), а более 20% трафика в центре городов составляют водители, которые ищут парковку. Некоторые мобильные приложения, интегрированные с датчиками гео-координат автомобиля, позволяют водителям получать информацию о свободных (и даже только освобождающихся) парковочных местах в реальном времени. Все чаще такие мобильные приложения интегрированы с бортовым компьютером автомобиля, что повышает безопасность передвижения. Очень модным становится появление дорожных знаков на перекрестках, которые указывают направление движение к парковкам с наиболее вероятным наличием свободных мест. Такие инновации крайне важны – ведь более 50% населения живет в условиях городской среды, а к 2030 году этот показатель увеличится до 67%.

– Автоплатежи. Современный человек старается значительно оптимизировать свою жизнь, используя автоматические банковские платежи при подписках на многие товары и услуги. Почему мы каждый день должны думать оплатили ли мы парковку? На сколько часов ее необходимо оплатить? Не забыли ли мы остановить парковочную сессию? Долой парковочное рабство! Все платежи за парковку должен самостоятельно делать автомобиль, имеющий достаточное оборудование, чтобы определить момент начала парковки, окончание парковочной сессии и номер парковки.

– «Букинг» парковочных мест. Возможность заранее забронировать парковочное место на закрытой парковке перед поездкой. В Европе такая услуга набирает популярность, особенно при покупке билетов на спортивные и культурные мероприятия. При обсуждении  проекта за рубежом, естественно, возникал вопрос, а не лучше ли для таких поездок использовать такси? Ответ руководителя города немного удивил. При использовании такси люди из театра возвращаются прямо домой. А на своем автомобиле их мобильность выше, многие из них после спектакля заезжают в кафе или в магазин.

– Использование социальных сред  при пользовании паркингом. В большинстве крупных городов имеются встречные потоки транспорта. Машины, оставленные после рабочего дня на местах их постоянной дислокации, утром перемещаются в другую часть города, которую покидают ночевавшие в ней машины. Социальные сети и интегрированные с ними приложения помогают таким машинам обменяться местами друг с другом. При этом работает схема  win-win, когда выигрывают и водители, экономящие на оплате паркингов, и город, повышающий мобильность населения. Также существует  возможность сдать в краткосрочную аренду свое парковочное место (например, собственник парковочного места уезжает в отпуск или командировку на автомобиле). Такие возможности привлекают туристов, снимающих апартаменты на короткое время.

– Карпуллинг – технология, позволяющая через социальные мобильные приложения находить попутчиков от места дислокации припаркованной машины до домашней резиденции, а чаще до концертного зала или стадиона. Машина в этом случае везет не одного пассажира.

– Роторные или лифтовые локальные паркинги. В таких паркингах применяется очень плотная установка автомобилей и по ширине, и по высоте. Принцип парковки в таких паркингах очень прост. Подъехавший автомобиль подхватывает робот или лифт, поднимающий машину на уровень, где имеется свободное место. Конечно, такие паркинги практически не применяются непосредственно на улицах и площадях. Но они популярны  в отелях, около медицинских объектов, музеев, зрелищных и спортивных объектов. Они не требуют занимающих большую площадь зон въезда и выезда. По оценке аналитиков, объем услуг подобных паркингов к 2020 году превысит $500 млн.

Источник: finance.rambler.ru

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Adblock
detector